Муниципальная (местная) полиция в информационном пространстве



сайт и социальные сети как важный инструмент по взаимодействию с населением, профилактике и пресечению преступлений, противодействию информационному терроризму и другим современным угрозам, система безопасности информационной среды

 Муниципальная (местная) полиция в информационном пространстве

В наш век тотальной информатизации общества профилактика правонарушений должна вестись не только на улицах или при личном приеме граждан, но и в информационном пространстве.
Здесь инструментами муниципальной (местной) полиции должны стать собственный интернет-сайт и сообщества в популярных социальных сетях. Рассмотрим эти инструменты немного подробнее.

Сайт
Он должен стать для местной полиции основным инструментом работы в информационном поле. Для этого он должен соответствовать нескольким несложным, но обязательным требованиям, но с уточнением - «максимальная»:

1. Доступность
Его должно быть легко найти по большинству прямых и косвенных запросов, связанных с тематикой полиции и её деятельности в указанном населенном пункте. Его «кнопки» (ссылки) должны быть размещены если не на всех, то на большинстве местных сетевых ресурсов, особенно сайтов местных СМИ, органов образования, культуры и здравоохранения.

2. Информативность
Он должен содержать максимум необходимой для жителей и гостей города информации о деятельности муниципальной (местной) полиции, а именно:
- её подразделениях на территории города, их целях, задачах и полномочиях;
- нормативных правовых актах, регламентирующих её деятельность;
- территориальных и правовых границах деятельности (юрисдикции);
- органах управления и надзора.
Помимо этого, должны быть размещены подробные разъяснения о порядке обращения как в местную полицию, так и в другие действующие на территории муниципалитета правоохранительные органы, и способы связи с ними.


Важный момент - для контактов граждан с органами муниципальной (местной) полиции, помимо привычной всем телефонной (голосовой) связи должны быть и альтернативные, например, с использованием текстовых сообщений.
Для чего это нужно: согласно данным Минздравсоцразвития, в России насчитывается около двухсот тысяч людей с ограниченными возможностями, у которых полностью или частично отсутствует слух. Если добавить к этому еще людей, полностью лишенных возможности говорить или имеющих серьезные дефекты речи, а также людей с челюстно-лицевыми травмами, то эту цифру можно умножить еще почти вдвое. Эти люди тоже могут стать жертвами или очевидцами преступлений, однако в силу своих физиологических особенностей не могут использовать телефон по прямому назначению, а иных способов экстренной связи полиция на сегодняшний день им не предлагает.
Эта ситуация должна быть исправлена, тем более, что сложных технических решений она на сегодняшний день уже не требует. Существуют специальные программы (мессенджеры) для обмена текстовыми сообщениями, которые есть в любом смартфоне. Их просто нужно ввести в число способов экстренной связи граждан с полицией.


Также сайт должен содержать разделы, посвященные профилактике и пресечению распространенных видов преступлений, таких как мошенничества, совершаемые с использованием современных средств связи.

На сегодняшний день в МВД России система профилактики преступлений, как эффективный и многофункциональный механизм, уничтожена практически полностью, тоже можно сказать и о системе аналитики и прогнозирования. Оставшиеся от этих систем небольшие части существуют лишь формально, выполняя по большей части функции по сбору и систематизации различной статистической и прочей отчетности. Помимо этого, не меньшие сложности создает и используемый в МВД России «вертикальный» принцип управления, когда каждое действие, в том числе и выступление в СМИ, размещение профилактических материалов и т.п. требует, чтобы сначала это «двадцать начальников согласовали, а потом еще десять утвердили». А продолжаться этот процесс может неограниченное количество времени, некоторые профилактические материалы МВД, на момент их окончательного согласования уже успевают утратить свою актуальность.
Дабы не быть голословным: можете ради интереса зайти на сайт МВД России и посмотреть «Памятку гражданам по Интернет-мошенничеству», или рекомендации по безопасности банковских пластиковых карт. Сведения, указанные в этих «памятках», были бы актуальны лет 5-7 назад, а на сегодня перечисленные в них способы мошенничества уже очень устарели, хоть и иногда еще совершаются. Радует лишь то, что в своих группах в социальных сетях МВД делится с подписчиками более актуальной информацией, размещая ссылки с такими рекомендациями из других групп, например, такими. Кстати, это группа, созданная ЦБ России. Похоже, что профилактика преступлений, это у нас теперь обязанность Центрального банка, а не МВД. Преступники в этом плане действуют на порядок быстрее (им ведь ничего и не с кем согласовывать не нужно), по два-три раза в год, а иногда и чаще внедряя новые способы совершения мошенничеств.
На сегодняшний день можно уверенно сказать, что в информационном поле криминальный мир обходит правоохранителей на несколько порядков, и сократить этот разрыв в ближайшее время не удастся, потому как никаких практических шагов для этого МВД России почему-то не предпринимает.


Мониторинг информации об уже случившихся преступлениях, а также неудачных для преступников попытках их совершения, должен вестись непрерывно. Особенно сейчас, когда распространенность информационных технологий в нашей стране достигла внушительного охвата практически всех групп населения. Такое развитие играет на руку не только преступникам, но и органам правопорядка - если правильно использовать эту возможность, то большинство недостатков легко превращаются в преимущества. Главное преимущество — это скорость передачи и распространения информации. Если правильно выстроить цепочку: сбор – анализ – релиз – распространение, то сведения о действиях преступников будут доводиться до граждан с максимальной скоростью еще на первом этапе, когда те только испытывают новую схему отъема денег на обывателях. В этом случае значительную часть преступлений удастся предотвратить. Если же пойти дальше, и восстановить хотя бы на уровне местной полиции аналитику и прогнозирование вероятных угроз, то это позволило бы правоохранителям если и не оказаться на шаг впереди, то, как минимум, уровнять свое положение в противодействии преступности в информационном поле.
Особое внимание должно быть уделено разделу профилактики противоправных действий в отношении детей, лиц с ограниченными возможностями, а также иных категорий граждан, относящихся к особо уязвимым для преступников слоям населения. Информация в данном разделе должна постоянно обновляться и корректироваться с учетом сведений, поступающих из всех возможных источников. Помимо этого, на её основе для родителей и педагогов должны быть разработаны специальные инструкции и памятки по мерам безопасности детей и подростков, которые должны доводиться как в учебных заведениях, так и дома.
Также должны разрабатываться новые или модернизироваться существующие, полезные электронные сервисы, направленные на минимизацию рисков для детей стать жертвами преступлений.

3. Интерактивность
Немаловажное требование к такому сайту: он должен содержать электронные формы для обратной связи с гражданами и организациями. Раздел обратной связи обязательно должен содержать подробные разъяснения о вопросах компетенции, чтобы гражданин понимал, какие вопросы находятся в ведении муниципальной (местной) полиции, а с какими необходимо обращаться в другие правоохранительные органы.
При этом в разделе обратной связи обязательно должна быть реализована возможность для анонимного обращения, а также возможность общения с сотрудником муниципальной полиции в режиме реального времени.
Помимо этого, на сайте должна иметься возможность для жителей города высказать свое мнение о самом информационном ресурсе - насколько он удобен для использования всеми категориями граждан, в том числе детьми, людьми с ограниченными возможностями, а также какую еще информацию жители хотели бы видеть на сайте.

Социальные сети
В XXI веке, наверное, уже сложно представить себе организацию, не имеющую своего аккаунта хотя бы в одной из социальных сетей, и муниципальная (местная) полиция здесь не должна стать исключением.
Аккаунты муниципальной полиции обязательно должны быть представлены в наиболее популярных социальных сетях.
Сообщества должны отвечать главным требованиям современного быстрого ритма жизни, а именно быть активны и информативны. Оперативно публикуя сведения о происшествиях и связанных с ними негативных последствиях, например, транспортные заторы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями.
Помимо этого, должна дублироваться полезная для граждан информация профилактического характера, размещенная на сайте подразделения, актуальная информация от жителей муниципалитета, а также из других информационных ресурсов.
Здесь важное значение имеет именно оперативность оповещения: чем раньше информация о новом способе совершения преступлений будет доведена до населения, тем меньше людей пострадают от действий злоумышленников. Также, оперативно может публиковаться информация о людях, которые пропали без вести, утраченных или найденных документах и иных предметах. Социальные сети для этих целей подходят наилучшим образом.
Обязательно должна быть налажена двусторонняя связь с подписчиками. Муниципальная полиция в своей информационной работе должна стремиться к открытости и диалогу с гражданами, научиться их слушать, даже если то, что они говорят, слушать не особо приятно. Налаживание двусторонней связи с жителями города - это первый шаг к установлению доверительных отношений с ними, а это главная цель муниципальной (местной) полиции в работе с населением. Если абсолютное большинство горожан не будет доверять местной полиции, тогда в её существовании просто нет смысла.
Однако здесь важно понимать, что доверие это появится не сразу. На первом этапе придется выслушать в свой адрес много претензий и критики, при этом далеко не всегда справедливой. Но, к сожалению, это хоть и негативная, но естественная часть работы полиции, здесь важно запастись терпением и выдержкой. Воспринимать критические замечания нужно в первую очередь адекватно, не игнорировать их (кроме случаев откровенного хамства и оскорблений), тогда постепенно диалог начнет выстраиваться в конструктивном русле.
На смену голословным обвинениям и эмоциям постепенно придет объективная оценка возможностей и действий полиции. Постепенно люди (по крайней мере, их разумное большинство) поймут, что страница муниципальной (местной) полиции в социальной сети - это не полигон для выплескивания негатива, а место, где можно сообщить информацию, или наоборот, получить её, узнать о принятых по этой информации мерах, получить консультацию по вопросу, входящему в компетенцию местной полицейской службы.
Понятно, что в социальных сетях никто не застрахован от не совсем адекватных личностей, а также откровенных интернет-хулиганов, но эта проблема решается путем грамотного модерирования сообщений.
Помимо этого, страницы муниципальной полиции в социальных сетях должны стать для граждан надежными и доверенными источниками важной информации об оперативной обстановке на территории города. Чрезвычайные ситуации на дорогах, коммунальные аварии, если они могут представлять опасность для людей, иные риски и угрозы - все это должно оперативно появляться в ленте новостей, с пояснениями о принимаемых мерах и по возможности рекомендациями для горожан о том, как эти риски для себя минимизировать.
Этот момент на сегодняшний день становиться как никогда важным. В последнее время мы все чаще сталкиваемся с таким явлением как «Информационный терроризм», который экстремистские организации стали все чаще использовать в дополнение к силовым акциям. Речь идет об умышленных вбросах заведомо недостоверной информации, совершенных сразу после террористических актов или чрезвычайных ситуаций природного, либо техногенного характера с большим количеством пострадавших. Цель таких информационных атак - вызвать панику среди населения, парализовать органы управления и безопасности города, устроить массовые беспорядки, создать хаос на улицах, тем самым кратно увеличить последствия произошедшей трагедии, число жертв и размер материального ущерба. Когда в августе 2017 года в Сургуте произошел террористический акт, в месенджерах, социальных сетях, форумах и других Интернет-площадках началась массированная информационная атака. Писали, что на город напали несколько десятков террористов, которые перемещаются по городу небольшими группами, атакуя общественные места, писали о десятках убитых жителей города. Дальше ситуация начала осложняться еще сильнее, пошли сообщения о том, что террористы проникают в квартиры горожан, представляясь сотрудниками полиции. Вся эта «информационная вакханалия» продолжалась почти двое суток, в течении которых пресс-служба окружного управления МВД сделала лишь одну не очень удачную попытку выступить с опровержением, но и та просто утонула в потоке льющейся отовсюду дезинформации.
Поэтому я уверен, что уже в самое ближайшее время в правоохранительных органах должны появиться специалисты по информационной безопасности. Их главными задачами должно стать предотвращение и оперативное пресечение подобных информационных атак. Судя по имеющейся тенденции, террористические организации уже осознали все возможности «Информационных терактов», и в дальнейшем будут активно развивать это направление, и пока еще есть такая возможность, нужно оперативно создавать систему противодействия этой угрозе. Рассчитывать в этом на МВД не приходится, действовать на опережение и упреждение, увы, не его стратегия. Однако подобное направление могли бы развивать на местном уровне в составе подразделений муниципальной (местной) полиции, даже без создания отдельных структурных подразделений и введения дополнительных штатных единиц, было бы желание.
Сегодня я изложил лишь общий взгляд на ситуацию, хотя, конечно же, тема деятельности муниципальной (местной) полиции в информационном пространстве более обширна, и в будущем я постараюсь посвятить ей еще несколько публикаций.
Важно помнить, что работа в информационном пространстве должна отвечать главной цели местной полицейской службы - стать Полицией для людей.


Дополнение (март 2020 года) – ситуация с эпидемией коронавируса во всем мире достаточно явно показала то насколько легко заставить население целых городов, областей и даже целых стран поддаться паническим настроениям.
Важно понимать, что паника — это идеальная среда обитания для преступников и террористов, в которой они получают практически неограниченные возможности для реализации своих противоправных замыслов. То, что мы сейчас видим это лишь первый этап, когда толпы людей скупают в магазинах продукты и предметы первой необходимости, второй этап будет тогда, когда толпы испуганных людей начнут врываться в магазины и грабить их. Благо до этого пока не дошло, но я бы не исключал подобного сценария развития событий.
Все это происходит на фоне провоцирующей панику информационной волны в месенджерах, социальных сетях и даже официальных СМИ. Система безопасности информационной среды (если таковая вообще существует) показала свою полную недееспособность в части контроля за ситуацией. Я более чем уверен, что представители криминальных структур и экстремистских организаций очень внимательно наблюдают за этой ситуацией, детально изучая все её аспекты. Можно не сомневаться, что выводы из этой ситуации они обязательно сделают, а потом применят их на практике. Вопрос в том, будет ли к тому времени у правоохранительных органов хоть что-нибудь, что они смогут им противопоставить. К сожалению, то, что мы видим сегодня, оптимизма не внушает.


статья была впервые опубликована 23 февраля 2018 года на канале Яндекс.Дзен
в связи с закрытием канала перенесена на сайт 27 марта 2019 года
последнее изменение внесено 19 марта 2020 года




назад к списку статей



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе


наша группа ВКонтакте