Местная полицейская служба по версии МВД России


Перейти к содержанию

за последние 10 лет было предложено несколько проектов по созданию в нашей стране службы муниципальной (местной) полиции, своя позиция в этом вопросе есть и у МВД России, рассмотрим её в данной статье

статья была впервые опубликована
28 мая 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Местная полицейская служба по версии МВД России

Вопрос «Быть или не быть в России муниципальной (местной) полицейской службе?» достаточно актуален. За последние десять лет политическими партиями и общественными движениями было выдвинуто несколько инициатив по её созданию. Однако не один из проектов не был принят к рассмотрению, Правительство России не проявило к ним интереса, серьезной общественной поддержки эти проекты также не получили. Рассматривать указанные проекты я не вижу смысла (кому интересно могут найти их в сети), за исключением одного: инициативы МВД России.
Судя по сообщениям в некоторых СМИ, министерство разработало и направило в регионы свой законопроект «О муниципальной милиции в Российской Федерации». Это подтверждается и сообщением на официальном сайте ВНИИ МВД России, где указано, что 16.02.2017 года законопроект рассматривался на заседании Ученого совета института.
По неизвестным причинам полный текст законопроекта в открытых источниках отсутствует, поэтому ориентироваться приходится лишь на публикации в прессе. Наиболее полно инициативу министерства описывает в своей статье издание «КоммерсантЪ».
Если кратко, то суть предложений МВД сводится к созданию некоего муниципального органа с названием «Муниципальная милиция», не имеющего полицейской формы, оружия, спецсредств и полномочий, а также функции обеспечения общественного порядка самостоятельно. По мнению авторов законопроекта, такая структура будет «помогать» полицейским подразделениям МВД в выполнении их задач по охране правопорядка на улицах и в других общественных местах.
Мне интересно: в руководстве МВД действительно верят в то, что такой коктейль из дворника, муниципального служащего и народного дружинника реально сможет чем-то помочь полиции, а в случае опасности сумеет защитить граждан?
Если формально, на бумаге - то безусловно да. Сейчас для отчетности в сводку пишут, что некоторые преступления были раскрыты совместно с представителями Добровольных народных дружин или иных общественных организаций правоохранительной направленности. Хотя фактическая роль этих помощников в раскрытии преступления была скорее номинальной, в лучшем случае они просто присутствовали при задержании сотрудниками полиции подозреваемого, наблюдая все со стороны. Хотя чаще всего никаких общественников при задержании вообще не было, их просто вписали в сводку происшествий «для отчетности».
Структуры с подобным функционалом уже несколько лет существуют в Ижевске, Шахтах, Белгороде, Златоусте и еще нескольких городах нашей страны. По отзывам граждан никакого видимого положительного эффекта от их участия в обеспечении общественного порядка в этих городах пока не заметно.
Главная проблема подобных «полицейских суррогатов» в том, что в рамках своих полномочий и возможностей они не могут действовать самостоятельно. Они могут выявлять административные правонарушения, но не могут их пресекать, потому как высока вероятность неповиновения или даже прямой агрессии в их сторону со стороны нарушителя. При этом хорошо, если такой нарушитель будет один и будет не в лучшей физической форме. А если это будет агрессивно настроенная группа, что тогда?
Того, кто рассчитывал на то, что таким «муниципальным милиционерам» придется иметь дело исключительно с добропорядочными и законопослушными гражданами, ждет разочарование: такие люди правонарушений, как правило, не совершают, а если это и происходит, то крайне редко.
В большинстве случаев полиции приходится иметь дело с далеко не самыми лучшими представителями нашего общества, значительная часть из которых закон нарушают вполне сознательно, а зачастую и демонстративно. Случаи оказания сотрудникам полиции неповиновения или сопротивления, в том числе вооруженного, уже давно перестали быть редкостью. Более того, в последние годы количество сотрудников полиции, которые погибли и получили ранения в «мирных» регионах страны, превысили потери в зонах контртеррористических операций.
В подобной ситуации создание муниципальной милиции по предложенному МВД России варианту (без полицейской формы, оружия и полномочий) будет созданием скорее потенциальных жертв для преступников, а не тех, кто сможет защитить от них граждан. Образно говоря, это как использовать для охраны дома плохо видящего, слышащего, беззубого и хромого на три ноги пса. Много от него будет толку в качестве сторожевой собаки?
Я уверен, что в МВД России прекрасно это понимают. Но несмотря на это, упорно продолжают гнуть свою линию, продвигая закон, который никакого положительного влияния на ситуацию с уличной преступностью не окажет в силу того, что не предусматривает для этого необходимых инструментов.
Формально, «для отчетности», эффект разумеется будет, положительные результаты «нарисуют» (в части манипуляций со статистикой МВД России уже давно вне конкуренции). Но по факту эффект будет на уровне статистической погрешности. Возникает разумный вопрос: зачем тогда это делать?
Судя по приведенным в статьях «Коммерсанта» и РБК комментариям региональных чиновников и иных специалистов, которые ознакомились с предложенным МВД России законопроектом, он будет не предоставлять местным властям право создавать данные структуры, а будет прямо обязывать их это делать.
Возможно, что таким странным способом МВД России пытается сохранить свое монопольное положение в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, даже несмотря на то, что это делается в ущерб интересам населения.
Концепция нашей инициативы полностью противоположна тому, что предлагает МВД. Мы считаем, что муниципальная полиция должна создаваться именно как полицейская служба, но с ограниченным функционалом.
Согласно нашей инициативе, функции муниципальной полиции должны быть ограничены обеспечением общественного порядка на улицах и в других общественных местах, профилактикой и пресечением очевидных преступлений и административных правонарушений, оперативным реагированием на сообщения граждан происшествиях и охраной правопорядка при проведении массовых мероприятий. По сути, эти задачи аналогичны задачам патрульно-постовой службе полиции МВД России.
Главное ограничение - это отсутствие у муниципальной полиции права принимать процессуальные и (на первом этапе) административные решения, эти полномочия должны остаться исключительной прерогативой федеральных органов исполнительной власти. В дальнейшем местной полиции можно передать право составления протоколов и принятия решений по нарушениям местного административного законодательства.
Для полноценного выполнения возложенных на них задач сотрудники муниципальной полиции должны быть одеты в форменную одежду, аналогичную форме полиции МВД России, иметь огнестрельное оружие, специальные средства, автотранспорт со специальной раскраской и специальными сигналами. Но главное, они должны быть наделены законными правами все это применять для защиты граждан от преступных посягательств, пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших.
Поэтому основные вопросы деятельности муниципальной полиции должны жестко регулироваться федеральным законодательством, а вот финансирование и руководство должны осуществлять органы местного самоуправления.
При этом создание в составе администрации муниципального образования муниципальной полиции для органов местного самоуправления должно быть правом, а не обязанностью.
Более подробно ознакомиться с концепцией нашей инициативы вы можете в пояснительной записке к разработанному нами законопроекту «О муниципальной полиции в Российской Федерации».
В работе над инициативой мы подробно изучили зарубежный опыт (поскольку отечественного опыта в данном вопросе, к сожалению, пока не существует) создания и деятельности муниципальной полиции в разных странах, статьи и обзоры на эту тему вы можете найти на нашем сайте. Сравнение показало, что наша инициатива сопоставима с моделями, существующими в Чехии или Латвии, а инициатива МВД России больше напоминает модель, принятую в Эстонии или Сербии.
При этом остается непонятным, для достижения каких целей МВД выдвигает проект создания новой структуры по охране общественного порядка, если для убаюкивающей руководство отчетности вполне сгодится и существующая? Чего именно МВД России пытается добиться, столь активно лоббируя создание этого «полицейского суррогата», деятельность которого, как правоохранительной структуры, заранее обречена на провал? В руководстве МВД явно не могут этого не понимать. Тогда зачем это делать? Этот вопрос пока остается без ответа.



Хочу выразить огромную благодарность за помощь в написании этой и других статей Семену Юлианову. В своем блоге Семен излагает свой взгляд на актуальные проблемы в деятельности правоохранительных органов нашей страны и делится историями из собственной практики. В его статьях объективные и критические суждения хорошо смешиваются с язвительными комментариями и искрометным юмором.
С Семеном я лично знаком уже много лет, это Профессионал с большой буквы, более четверти века отдавший службе в органах МВД и Прокуратуры.



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню