Реализация стратегии Нулевой терпимости - главная задача муниципальной полиции


Перейти к содержанию

в данной статье мы рассмотрим основные принципы данной стратегии, а также разберем показательный пример её применения на практике и достигнутые при этом результаты

статья была впервые опубликована
23 февраля 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Реализация стратегии «Нулевой терпимости» - главная задача муниципальной полиции

Зачастую приходится слышать фразу: «С законами у нас все хорошо, у нас с законностью плохо». А может ли законность быть избирательной, деля правонарушения на значительные, малозначительные и незначительные? Нет, не может.
Прежде всего, потому, что такая избирательность противоречит самому понятию законности: это точное и неукоснительное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. За отступление от требований правовых норм наступает юридическая ответственность. Заметьте - всех норм, без исключения.
Соответственно, все, что выходит за рамки этого понятия, законностью называться уже не может. Да, правонарушения могут различаться по уровню общественной опасности, то есть представлять существенную опасность или не очень существенную. Но несмотря на любой уровень общественной опасности, они не перестают быть правонарушениями. На практике значительность правонарушения учитывается при определении степени наказания за их совершение, однако само наказание за это правонарушение должно быть неотвратимым.
Законность и неотвратимость наказания - это базовые принципы, на которых строится стратегия «Нулевой терпимости» (в некоторой литературе используется термин «Нулевая толерантность»).
Сотнями криминологов всего мира проведены десятки тысяч научных исследований и написано столько же трудов на эту тему. И все они сходятся в одном: основная масса преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, начинали свою преступную деятельность с мелких правонарушений, за совершение которых они не понесли никакой ответственности. А дальше чувство безнаказанности толкало их на новые и новые нарушения закона. Поэтому именно законность является основой стратегии «Нулевой терпимости».
Реализация данной стратегии - это задача всех правоохранительных органов нашей страны. Этот постулат закреплен в законодательстве, регламентирующем их деятельность. В теории все ясно и понятно: есть установленные законом задачи, есть органы исполнительной власти, которые обязаны эту задачу выполнять. Но как же обстоит ситуация с реализацией этой стратегии на практике?
Не будем ворошить цифры полицейской статистики, которые мягко говоря, весьма далеки от реальности. Вообще если бы вся отчетность, которую ежегодно публикует МВД России была достоверной, то преступность как социальное явление в нашей стране должна была исчезнуть полностью еще лет 10 назад. Достаточно просто посмотреть вокруг, вспомнить, что мы видим практически ежедневно по дороге домой. А увидеть мы можем следующее: распитие спиртного и курение на детских площадках, а также и в других местах, где это запрещено, выражение грубой нецензурной бранью в присутствии посторонних, в том числе детей, уличный вандализм, орущая из машин в ночное время музыка, сборища подростков в подъездах, на детских и спортивных площадках, после которых они напоминают мусорные свалки. А еще заклеенные рекламой и расписанные граффити стены, остановки общественного транспорта (сегодня значительная доля таких надписей это реклама наркотиков), мусор на дорогах и тротуарах, даже там, где есть урны, переломанные деревья в парках и скверах, стоящие на газонах машины. Можно еще долго перечислять подобные картины из нашей обыденной жизни, которые уже стали привычной частью городского пейзажа и большинство обывателей стали воспринимать это как хоть и неприятную, но естественную часть повседневной жизни.
Пусть и косвенно, но на то, что проблема усугубляется и требует решения указывает и большое количество появившихся в последние годы общественных движений типа «Лев против», «Трезвые дворы» или «СтопХам». Можно долго рассуждать о том хорошо это или плохо, но факт остается фактом, если сами граждане начинают объединяться и выполнять те задачи, которые законом возложены на полицию, то это крайне негативные сигналы. Эти сигналы прямо указывают, на то, что проблемы, против которых объединяются граждане, существуют и они актуальны, но самое трагичное, в том, что в противодействии этим явлениям люди больше рассчитывают на себя, чем на правоохранительные органы.
Но большинство уже просто смирилось с тем, что вокруг них постоянно совершаются пусть и мелкие, но правонарушения, и перестали их замечать. Почему так происходит?
На сегодняшний день бороться с этими негативными явлениями обязаны территориальные органы МВД России, но как видно, пока получается, мягко говоря - не очень эффективно.
И виноваты здесь не сами полицейские, которые должны заниматься (с акцентом на фразе – «в том числе») и мелкими правонарушениями, выявлять, пресекать и привлекать к ответственности лиц их совершивших. Проблема в самой организации деятельности МВД России, а конкретно в системе отчетности. Эта система построена на разделении правонарушений на две основных категории (по факту их значительно больше), это - «Отчетные» и «Прочие».
Отчетные – это те правонарушения в разрезе статей УК и КоАП РФ, по выявлению и пресечению которых подразделению установлен конкретный, количественный план на год или иной отчетный период. На выполнение количественных показателей именно по этим видам правонарушений и будут направлены все усилия подразделений полиции, с приоритетом на слове – количество. Все остальные правонарушения, которые не вошли в перечень «Отчетных» относятся к категории «Прочих» работа по ним будет вестись по остаточному принципу, то есть практически никак. Да и по «Отчетным» нарушениям значительная доля показателей будет сформирована не за счет активной работы полиции, а за счет манипуляций со статистикой и отчетностью.
Такая модель организации службы в МВД России вкупе с последними «реформами», привела к тому, что еще оставшимся в строю сотрудникам наружных служб стало просто некогда заниматься «прочей мелочевкой».
Таким образом заниматься реализацией стратегии «Нулевой терпимости» сотрудники территориальных подразделений МВД России, может и хотят, но не могут. Мешает существующая в полиции система – работать не для людей, а для статистики. Помимо этого, в МВД уже давно не любят заниматься стратегией, ведь это требует долгой и системной работы, а в руководстве министерства хотят быстрого результата, пусть и иллюзорного, но подходящего для «красивой» отчетности.
Реализация стратегии «Нулевой терпимости» это вопрос не нескольких дней и даже не нескольких месяцев, это годы, кропотливой и системной работы. Но эти годы и потраченные силы, в перспективе приведут к долгосрочному, положительному результату. Вот только кто будет этим заниматься?
В реализации такой стратегии заинтересованы в первую очередь органы местного самоуправления, особенно в части мелких правонарушений. Но для этого местным властям необходим соответствующий инструмент. Таким инструментом могла бы стать – Муниципальная (местная) полиция, наделенная необходимыми для этого полномочиями и возможностями.
Как именно органы муниципальной полиции могли бы это делать (гипотетически разумеется) мы рассмотрим в статьях посвященных деятельности органов местной полиции как составной части правоохранительной системы нашей страны. Сегодня же предлагаю рассмотреть один показательный пример эффективного взаимодействия местных властей и местной полиции из зарубежного опыта, потому как отечественного опыта в этих вопросах пока нет.

Муниципальная полиция – как это работает
Пожалуй, самым показательным, положительным примером в работе связки «муниципальная власть + муниципальная полиция» является работа мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани и шефа городской полиции Уильяма Брэттона (и его приемников) в начале 90-х годов прошлого века.
В 1980-х годах Нью-Йорк захлестнула волна преступности. Каждый день там совершалось 6-7 убийств и более полутора тысяч других тяжких преступлений. Гулять ночью даже по центральным улицам было опасно, а ездить в метро было рискованно и днем.
Преступники и попрошайки на улицах и станциях метро были обычным делом, под ногами валялся мусор, стены улиц, станций и вагонов метро сплошь покрыты граффити. Новости об убийствах, вооруженных ограблениях, кражах и угонах машин, для Нью-Йорка тех лет были обыденностью. Ситуация усугублялась, никакие меры не помогали, пока в 1994 году мэром Нью-Йорка не был избран Рудольф Джулиани который назначил шефом полиции города Уильяма Брэттона.
Наведение порядка на улицах города и обеспечение безопасности его жителей были основой предвыборной программы Джулиани и после победы на выборах он приступил к её реализации. В качестве основы была выбрана стратегия «Нулевой терпимости» к любому нарушению закона, даже самому мелкому, эту стратегию Джулиани дал команду развить в масштабах всего Нью-Йорка. Также в этот период, на практике впервые применили разработанную в 80-х годах американскими криминологами Уилсоном и Келлингом «Теорию разбитых окон».
Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению ко всем нарушителям, даже самым мелким. Помимо лиц совершивших серьезные преступления полиция арестовывала каждого, кто распивал спиртное или появлялся на улице в пьяном виде, буянил в общественных местах, кидал пустые бутылки и прочий мусор, разрисовывал стены, прыгал через турникеты в метро, клянчил деньги у водителей за протирку стекол или совершал иные противоправные действия. Почти каждый нарушитель, независимо от степени правонарушения отправлялся прямиком в тюрьму. Вседозволенность и безнаказанность сменились жестким порядком и неотвратимостью наказания.
И результат не заставил себя ждать - тотальная криминализация Нью-Йорка была сначала остановлена, а потом уровень городской преступности начал стабильно снижаться. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.
Начальник полиции Брэттон и мэр Джулиани так объяснили выбор такой стратегии:
- «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».
В данной статье я кратко изложил этот весьма показательный пример, если кому то интересно изучить его более подробно, рекомендую прочесть книгу Рудольфа Джулиани «Лидер» (есть издание на русском языке), где он достаточно подробно описывает тактику и стратегию борьбы с преступностью в Нью-Йорке.
Из вышеизложенной истории можно сделать следующий вывод:
- теория «Разбитых окон» и построенная на её основе стратегия «Нулевой терпимости» действительно работают, если правильно их применять. При условии, что глава города и начальник полиции смотрят на проблему одинаково и решают её сообща, действуя в этом единой командой.
А это возможно лишь в том случае, когда у главы города есть в составе администрации полноценное подразделение муниципальной полиции.



Хочу выразить огромную благодарность за помощь в написании этой и других статей Семену Юлианову. В своем блоге Семен излагает свой взгляд на актуальные проблемы в деятельности правоохранительных органов нашей страны и делится историями из собственной практики. В его статьях объективные и критические суждения хорошо смешиваются с язвительными комментариями и искрометным юмором.
С Семеном я лично знаком уже много лет, это Профессионал с большой буквы, более четверти века отдавший службе в органах МВД и Прокуратуры.



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню