Штатная численность подразделений муниципальной (местной) полиции



примерный образец штатного расписания отдела муниципальной (местной) полиции, его структуру и состав, вопросы организации повседневной службы сотрудников

 Штатная численность подразделений муниципальной (местной) полиции

Одним из главных вопросов организации и деятельности службы муниципальной (местной) полиции, согласно предлагаемой инициативы - является вопрос штатной численности её подразделений, в данной статье я постараюсь на него ответить.
Перечень должностей сотрудников и их количество должны определяться исходя из того объема задач который стоит перед подразделением. Помимо этого, необходимо учитывать и множество других факторов, например, работа в усиленном варианте, в условиях введения на территории обслуживания режима чрезвычайной ситуации или контртеррористической операции. Крайне важно, чтобы при фактическом наличии «в строю» 70% личного состава*, подразделение могло в полном объеме выполнять поставленные перед ним задачи.


* 30% отсутствующих сотрудников, это наиболее реалистичный показатель для подобных подразделений, сотрудники это в первую очередь живые люди, они ходят в отпуск, на больничный, проходят первоначальную подготовку и повышение квалификации, многие заочно получают высшее образование, поэтому ездят на сессии и экзамены, да и такое понятие как «некомплект» тоже будет иметь место. Поэтому штатную численность необходимо планировать с учетом всех этих обстоятельств.


Не менее важным является и принцип автономности, муниципальная (местная) полиция, оказывает содействие федеральным органам исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также в ряде случаев действует совместно с ними, но не подчиняется им (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), а значит и не должна от них зависеть. Поэтому штатное расписание должно предусматривать должности, отвечающие за управление, материально-техническое и кадровое обеспечение.
Рассмотрим наглядно, проект штатного расписания отдела муниципальной полиции, на примере города с населением около 450 тысяч жителей (+/- 30 тысяч). Если сравнивать с МВД России, то в подобных городах действует территориальное подразделение министерства (в зависимости от статуса - отдел или управление) со штатной численностью около 1000 сотрудников. Подразделению местной полиции, учитывая его задачи и полномочия понадобиться не более 120 сотрудников, то есть почти в 10 раз меньше.


Штатное расписание
отдела муниципальной полиции города
:
(примерный образец)


Всего по штату – 115 сотрудников, из них:
- аттестованного состава (имеющих специальные звания) – 111;
- муниципальных гражданских служащих – 4.

Структура и состав:


1. Руководство и обеспечение деятельности
всего 8 единиц, из них:
аттестованный состав – 4:
- начальник отдела – 1;
- заместитель начальника отдела, начальник штаба – 1;
- заместитель начальника отдела по службе – 1;
- заместитель начальника отдела по кадровой работе и профессиональной подготовке – 1.
муниципальных гражданских служащих – 4:
- инспектор по кадрам – 1;
- делопроизводитель – 1;
- психолог – 1;
- бухгалтер расчетной группы – 1.

2. Отделение обеспечения общественного порядка, общественной безопасности и работы с населением
всего 12 единиц аттестованного состава, из них:
- инспектор по работе с населением – 3;
- старший оперативный дежурный дежурной части – 1;
- оперативный дежурный дежурной части – 4;
- помощник оперативного дежурного дежурной части – 4.

3. Группа материально-технического обеспечения
всего 3 единицы аттестованного состава, из них:
- помощник начальника отдела муниципальной полиции по МТО – 1;
- специалист по связи и специальной технике – 1;
- старшина отдела – 1.

4. Рота патрульно-постовой службы
всего 92 единицы аттестованного состава, из них:
- командир роты – 1;
- заместитель командира роты – 1;
- командир взвода – 2;
- командир отделения – 8;
- полицейский патрульно-постовой службы – 80.

Тем, кто хоть немного знаком с принципами организации и деятельности полицейских подразделений ОООП (до 2011 года МОБ) большинство должностей и их функционал вполне понятны, за исключением одной, это - Инспектор по работе с населением. В муниципальной (местной) полиции эта должность, по степени важности должна стать одной из главных. Основная задача Инспектора по работе с населением уже прописана в самом названии его должности - это работа с людьми. Инспектор ведет личный прием граждан, разбирает их сообщения, поступившие по телефону, Интернету или иным средствам связи, о фактах систематического нарушения общественного порядка, а также иных угрозах безопасности граждан, на улицах и в других общественных местах, вся поступающая информация систематизируется, регистрируется и проверяется*.


* Если сведения содержат признаки подготовки или уже совершенного преступления, либо иного противоправного деяния находящегося вне пределов компетенции муниципальной полиции, то информация незамедлительно передается в территориальное подразделение МВД России, для проверки и принятия процессуального решения.


Не секрет, что почти в каждом районе города есть такие места, где собираются компании любителей распивать спиртные напитки, группы подростков антиобщественной направленности, проходят ночные собрания любителей громкой музыки и иные места концентрации лиц склонных к совершению противоправных действий. Формально эти правонарушения относятся к административным и малозначительным, отсюда и столь малое внимание к ним со стороны МВД России. Однако эти нарушения, часто называют «токсичными», из-за их раздражающего воздействия на законопослушных граждан, особенно когда такое воздействие приобретает хронический характер. Такие точки на картах городов порой существуют не один десяток лет, а жители таких районов просто свыкаются с мыслью, что проблема неискоренима и отставляют попытки её решить законными способами. Так быть не должно.
Одной из главных задач Инспектора по работе с населением, это сбор информации о таких «Проблемных местах» на карте города, её предварительная проверка и систематизация. После чего, с учетом таких данных им проводится корректировка маршрутов для патрульно-постовой службы и постановка каждому наряду персональных задач. В дальнейшем инспектор должен отслеживать результаты этой работы, как именно патрульные выполняют поставленные им задачи, оказывает ли это должное влияние на ситуацию, при необходимости вносит корректировки в эти задачи и меняет тактику.
Работа достаточно сложная, требующая от исполняющего её сотрудника большой выдержки, аккуратности и аналитического склада ума. Учитывая, тот факт, что значительную часть служебного времени придется общаться с людьми, а граждане у нас встречаются разные, порой весьма специфические, поэтому сотруднику потребуется большой запас терпения и устойчивости к стрессовым ситуациям.

Организация повседневной службы
При вышеуказанной штатной численности подразделения муниципальной (местной) полиции и сменном графике: 2 рабочих дня с продолжительностью смены по 12 часов (включая перерыв), потом два дня выходных, ежедневный выход на улицы патрульно-постовой службы составит примерно 14 пеших и автомобильных патрулей. Смены разделяются повзводно, в смену выходит 1 взвод, через два дня его сменяет другой.
Рассмотрим на примере 1 взвода:
по штату - 45 сотрудников, из них:
- в среднем отсутствующих (отпуск, больничный, учеба, иные причины) – 10 сотрудников;
- в строю - 35 сотрудников.
Их можно распределить следующим образом:
- 5 нарядов по 2 сотрудника;
- 8 усиленных нарядов по 3 сотрудника;
- 1 наряд командирский.
Итого: 13 патрульно-постовых нарядов + 1 командирский.
Для города с населением в 450 тысяч жителей, 13 дополнительных экипажей - это увеличение фактической плотности патрулирования улиц почти вдвое. В два раза больше полицейских на улицах, в два раза быстрее реагирование на сообщения о преступлениях и происшествиях.
Приведенный пример является лишь одним из множества вариантов распределения личного состава муниципальной полиции для несения службы по обеспечению общественного порядка. Никаких единых шаблонов и требований здесь быть не должно*. Начальник штаба подразделения должен производить распределение постов и патрулей руководствуясь исключительно оперативной обстановкой и анализом обращений граждан.


В МВД России данный вопрос регулируется статьей 49 Устава ППСП (Приказ МВД России № 80 от 29.01.2008 года) которая устанавливает обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов. Хуже всего, что высчитывается эта норма не от фактического количества сотрудников, имеющихся в наличии, а от их штатной численности. В результате в некоторых подразделениях, где большой некомплект личного состава и просто фактически отсутствует возможность выставлять норму руководители начинают заниматься различными приписками, создавая «патрули-призраки», которые существуют лишь формально, на бумаге, а фактически на улицах их нет. Некоторые руководители поступают еще хуже, они переводят и без того немногочисленный личный состав, на усиленный вариант несения службы, от чего график смен у сотрудников меняется с 2/2 на 3/1. И такая ситуация может длиться по несколько месяцев, что только стимулирует сотрудников к увольнению из полиции, а значит еще больше увеличивает нагрузку на оставшихся.
По моему мнению, в муниципальной полиции ничего подобного быть не должно, никаких шаблонов и обязательных норм. Распределение должно осуществляться только исходя их фактической численности сотрудников. Поэтому в проекте Устава ППС МП разработанного для муниципальной полиции требования аналогичные статье 49 Устава ППСП МВД России отсутствуют.





статья была впервые опубликована 05 марта 2018 года на канале Яндекс.Дзен
в связи с закрытием канала перенесена на сайт 27 марта 2019 года






Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе