Реформа МВД вместо муниципальной (местной) полиции



по мнению противников инициативы в России нет необходимости в создании службы местной полиции, вместо этого необходима масштабная реформа МВД

 Не нужно создавать муниципальную (местную) полицию, нужно реформировать МВД России

Это весьма распространенный комментарий среди противников инициативы. Сразу хочу сказать, что я полностью согласен с данным утверждением в той части, что настоящая, глубокая реформа,российской полиции действительно необходима. Если заглянуть в историю, то за последние 40 лет советская (а позднее российская) милиция/полиция, реформировалась не один раз. Однако по факту, все эти реформы мало что изменили в её деятельности. Особенно если брать в расчет изменения в лучшую сторону. Сменили название, переделали штатную структуру, сделав её еще более запутанной и неудобной. Из реально положительных моментов можно назвать лишь повышение денежного довольствия (проще говоря – зарплаты), которое было в самом начале последней масштабной реформы ведомства в 2011 году. По моему мнению, это был единственный правильный шаг руководства МВД, который позволил им сдержать катастрофический отток профессиональных кадров. Но, увы, ненадолго.
С начала последней реформы прошло уже почти 8 лет, но никаких положительных сдвигов в работе полиции так и не произошло. Повышение денежного довольствия благополучно съела инфляция, и на сегодняшний день зарплата полицейского осталась конкурентоспособной лишь в глухой провинции. Несмотря на неоднократные (с 2010 года) сокращения штатной численности, в ведущих службах МВД* снова появился некомплект личного состава, который продолжает расти угрожающими темпами. Сейчас объявления о наборе на службу в полицию можно встретить практически везде, а учитывая тот факт, что некоторые объявления были впервые опубликованы более года назад и регулярно обновляются, то очереди из граждан, желающих стать полицейскими, пока явно не наблюдается.


* Обозначение «Ведущие службы МВД России», как правило, применяется к основным службам и подразделениям полиции, которые непосредственно занимаются профилактикой, пресечением, выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, а также иных правонарушений. К ним относятся: патрульно-постовая служба, дорожно-патрульная служба (ГИБДД), участковые уполномоченные, инспекция по делам несовершеннолетних, подразделения уголовного розыска, органы дознания, следствия и еще некоторые.


По моему мнению, главной причиной такой ситуации стало то, что фактически никакой реформы в МВД России, по сути, и не было. Ведь сама система работы полиции никак не изменилась, её главный принцип – «Работать не на людей, а на статистику!» так и остался доминирующим. Отсюда и острый дефицит квалифицированных кадров во всех ведущих службах. Ну не хотят многие из них работать ради «красивых цифр» в отчетности, потому и уходят такие, по мнению руководства министерства, неправильные сотрудники, До тех пор, пока в руководстве МВД России (или выше) не осознают, что реформировать нужно не форму, а содержание, эта ситуация не изменится. Вопрос лишь в том, когда это произойдет, сколько на это нужно времени? Год? Пять лет? Десять? Или еще больше? А все эти годы, пока руководство полиции будет искать тот самый «уникальный» путь развития, кто будет обеспечивать порядок на улицах, дорогах, реагировать на обращения граждан и раскрывать преступления?
Пока же в руководстве МВД предпочитают иную стратегию. К примеру: на сегодняшний день сложная обстановка складывается с преступлениями и иными правонарушениями, которые совершаются на улицах и в других общественных местах. Также не стоит забывать и о террористической угрозе. Методы террористов в последние годы изменились, теперь ими все чаще используется тактика нападений на оживленных городских улицах с использованием холодного или огнестрельного оружия, причем объектами подобных атак становятся случайные прохожие. В такой ситуации одной из мер противодействия таким преступлениям могла бы стать эффективная работа строевых подразделений, увеличение плотности патрулирования, а значит и оперативности реагирования на сообщения о происшествиях.
Для этого необходимо увеличить штатную (и фактическую) численность строевых подразделений. Однако вместо этого их, наоборот, год от года сокращают, тем самым лишь увеличивая и без того запредельную нагрузку на личный состав. Результат подобной политики оказался вполне предсказуем: кадровая ротация в строевых подразделениях в ряде регионов уже доходит до 30% в год, а где-то и выше. Это наносит непоправимый удар по качественному составу этих подразделений, потому что доля сотрудников с опытом работы от 5 лет и выше стабильно снижается. А для работы на улице опыт - это один из важнейших показателей эффективности. Вынужденными жертвами такой министерской «стратегии» становятся простые граждане, которых просто превратили в заложников этой ситуации.


* Очень хороший и развернутый анализ данной ситуации дал в своей статье Семен Юлианов (это, конечно же, псевдоним), мой хороший товарищ и коллега, человек более 20 лет отдавший службе в правоохранительных органах нашей страны.


Еще одна особенность текущей «стратегии» МВД России - это загонять все полицейские подразделения страны в единые, формальные рамки. Кто их разрабатывал, когда и на основе чего, является тайной, покрытой мраком. Однако невооруженным глазом видно, что разработчик совершенно не учел того, что у нас огромная по площади страна, с федеративным устройством и большим количеством субъектов, каждый из которых по-своему уникален, с учетом территориальных, национальных, культурных, исторических и других особенностей. Все это необходимо учитывать, используя индивидуальный подход, а не навязать всем общий шаблон как это пытается сделать руководство министерства. Федеральный центр признает тот факт, что географические, социальные, экономические и другие отличия существуют и это требует индивидуального подхода в части ведения административно-хозяйственной деятельности. Для чего и созданы органы местного самоуправления, наделенные достаточно обширными полномочиями в решении вопросов местного значения, с учетом специфики региона и даже в ряде случаев отдельного населенного пункта.
Однако в МВД России почему-то наоборот уверены, что преступность везде одинакова, и соответствует принятому в МВД стандарту (вот только преступникам сказать об этом явно забыли). Благодаря такому подходу у двух руководителей территориальных подразделений МВД России, в двух примерно одинаковых по площади и количеству населения городах, будут одинаковые как кадровые, так и материальные возможности для обеспечения общественного порядка. Тот, кто разрабатывал эти нормативы, явно даже не допускал мысли, что схожие по площади и численности населения муниципалитеты могут принципиально отличаться друг от друга по уровню и характеру преступности, вплоть до того, что эти различия могут быть кратными. Соответственно, не являются редкими случаи, когда выделяемых на отдел или управление МВД по городу или району средств явно не достаточно для полноценного противодействия преступности. Такая ситуация вынуждает руководителей полицейских подразделений выделять основные силы для обеспечения безопасности в одной части города (как правило это центральные районы, деловая и административная часть), остальные же (как правило, спальные районы и окраины) обеспечиваются по остаточному принципу. Примерно так и появляются сначала «опасные» районы на картах городов, а потом на картах страны «опасные» города.
Все эти проблемы давно и хорошо известны специалистам, но руководство МВД России избрало удобную для себя позицию: вместо того, чтобы решать проблему, лучше просто отрицать сам факт её существования.
Осознавая это, ни один руководитель территориального подразделения МВД никогда не признается, что у него на территории обслуживания сложная криминогенная обстановка, и что имеющимися в его распоряжении силами и средствами он не может исправить ситуацию. Более того, руководитель отдает себе отчет в том, что реакция вышестоящего руководства на такой доклад будет одна: не можешь справиться сам - найдем того, кто сможет. Ну а тот, кто не может справиться с ситуацией, пишет рапорт, по традиции начинающийся словами: «Я устал, я ухожу…». Потом на его место придет другой, прекрасно осведомленный о том, что стало с его предшественником, и почему именно. В силу этой причины новый руководитель будет докладывать ситуацию в таком виде, как нужно наверху, а не так, как есть на самом деле. В результате проблемы не решаются, а только сильнее усугубляются. Все это началось не сегодня, не вчера и даже не 10 лет назад, а гораздо раньше, и сколько еще это будет продолжаться предсказать невозможно, срок может идти на десятки лет. И даже если много лет спустя руководство МВД поймет, что так дальше нельзя, или что дальше уже просто некуда и захотят, что-то изменить, не факт, что у них это получится.

Вывод:
То, что МВД России нуждается в серьезной реформе - это факт, который глупо отрицать. Разговоры об этом ведутся очень давно, на моей памяти уже лет 25. Однако пока они так и остаются разговорами, каковые, возможно, будут продолжаться еще четверть века, а может и больше. Возникает вопрос - что все эти годы делать простым гражданам? Смириться и терпеть? Вооружаться и защищать себя самим?* Менять страну проживания?**
Местные власти на эту ситуацию при всем желании повлиять не могут, потому как лишены правовой возможности это сделать. Однако данная проблема имеет решение, достаточно обратить внимание на международный опыт в этом вопросе. Во многих странах мира государственная полиция, также, как и в России, имеет вертикальную систему подчинения МВД, являющемуся органом центральной исполнительной власти. Однако при этом органы местного самоуправления городов и регионов там наделены правом создания муниципальной (местной) полиции. Такое право им необходимо в первую очередь для того, чтобы иметь возможность своими силами обеспечить безопасность жителей в своих городах и регионах в том случае, если МВД и иные правоохранительные службы центрального подчинения будут игнорировать нужды местного населения. Стоит также отметить, что местные полицейские службы в тех странах, где они есть, вполне успешно взаимодействуют с государственной полицией - с одной стороны, разгрузив её от работы с мелкими правонарушениями, с другой стороны - усилив и дополнив собой её возможности, выступая в качестве хорошо подготовленного резерва на случай чрезвычайных ситуаций.
Напомню еще раз одну из основных позиций нашей инициативы: создание муниципальной полиции должно быть правом для местных властей, а не обязанностью.



* Прирост в 2016 году более 10%, источник - РБК
** Проблему безопасности как причину эмиграции указали около 10% опрошенных, источник – опрос «Левада-Центр»



статья была впервые опубликована 06 октября 2018 года на канале Яндекс.Дзен
в связи с закрытием канала перенесена на сайт 27 марта 2019 года



назад к списку статей


Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе

наша группа ВКонтакте