Не нужно создавать муниципальную полицию, нужно реформировать МВД России


Перейти к содержанию

продолжаем отвечать на критические замечания, которые высказываются в адрес инициативы, рассмотрим еще один из наиболее частых комментариев

статья была впервые опубликована
06 марта 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Как и было обещано, продолжаем отвечать на критические замечания, высказанные в адрес инициативы.



Не нужно создавать муниципальную полицию, нужно реформировать МВД России

весьма распространенный комментарий. Сложно спорить с тем, что настоящая, глубокая реформа МВД России действительно необходима. Все последние реформы по факту мало, что изменили. Поменяли название, переделали штатную структуру, сделав её еще более запутанной и неудобной. Из положительных моментов только повышение уровня заработной платы в самом начале реформы, в 2011 году. По моему мнению, это был единственный правильный шаг руководства МВД, который позволил им хотя бы на время сдержать отток профессиональных кадров из полиции, но ненадолго.
С момента последней реформы прошло уже почти 8 лет, все повышения благополучно съела инфляция и на сегодняшний день зарплата полицейского осталась конкурентоспособной лишь в глухой провинции. Несмотря на все произведенные сокращения в МВД снова появился некомплект личного состава, который растет угрожающими темпами. Сейчас объявления о приеме на службу в полицию можно встретить практически везде, а учитывая тот факт, что некоторые объявления были впервые опубликованы более года назад и регулярно обновляются, то очереди из граждан, желающих стать полицейскими явно нет.
Главная из причин такой ситуации, то, что фактически никакой реформы в МВД России и не было. Сама система работы полиции никак не изменилась, самый главный принцип – «Работать не на людей, а на статистику!» так и остался главным. Во всех основных службах, которые непосредственно связаны с обеспечением общественного порядка дефицит кадров, а квалифицированных кадров острый дефицит.
Пока руководство МВД России созреет до действительно эффективного реформирования, сколько пройдет времени? Год? Пять лет? Десять? Или еще больше?
А все эти годы пока руководство МВД будет искать тот самый «уникальный путь развития» кто будет обеспечивать порядок на улицах и реагировать на обращения граждан?
Если вопреки складывающейся обстановке, которая требует увеличить численность строевых и других подразделений ООП их наоборот год от года сокращают, тем самым лишь увеличивая и без того запредельную нагрузку на личный состав. Как результат подобной политики - кадровая ротация в подразделениях наружных служб в ряде регионов уже доходит до 30% в год, а где то и выше. Это бьет в первую очередь по качественному составу подразделений, где доля сотрудников с опытом работы от 5 лет и выше стабильно снижается.
Также не стоит забывать и о террористической угрозе. Методы террористов меняются, все чаще террористами используется тактика нападений на людей на оживленных городских улицах с использованием холодного или огнестрельного оружия. Объектами таких атак становятся случайные прохожие.
В такой ситуации одной из мер противодействия могла бы стать эффективная работа строевых подразделений, увеличение плотности патрулирования, а значит и оперативности реагирования на сообщения о происшествиях.
Однако в последние годы, МВД России действует в данном вопросе с точностью до наоборот, а жертвами такой министерской «стратегии» становятся простые граждане, которые вынужденно стали заложниками этой ситуации.
(более подробно этот вопрос освящен в этой статье блога yulianovsemen, автор этого блога человек более 20 лет отдавший службе в правоохранительных органах)
В большинстве зарубежных стран, опыт которых которые мы рассмотрели ранее, органы государственной и местной полиции вполне нормально сосуществуют. Работают параллельно и вполне успешно взаимодействуют, дополняя друг друга.
У нас огромная по площади страна, с федеративным устройством и большим количеством субъектов, каждый из которых по своему уникален с учетом территориальных, национальных, культурных, исторических и других особенностей. Все это необходимо учитывать, используя индивидуальный подход, а не навязать всем общий шаблон как это пытается сделать МВД России.
Федеральный центр признает тот факт, что географические, социальные, экономические и другие отличия существуют и это требует индивидуального подхода в части ведения административно-хозяйственной деятельности. Для чего и созданы органы местного самоуправления, наделенные достаточно обширными полномочиями в решении вопросов местного значения, с учетом специфики региона и даже в ряде случаев отдельного населенного пункта.
Однако в МВД России, почему то наоборот уверены, что преступность везде одинакова и соответствует принятому в МВД стандарту (вот только преступникам сказать об этом явно забыли).
Благодаря такому подходу, у двух руководителей территориальных подразделений МВД России, в двух примерно одинаковых по площади и количеству населения городах, будут одинаковые возможности для обеспечения общественного порядка. Хотя эти города могут принципиально отличаться друг от друга по уровню преступности, вплоть до того, что различия могут быть кратными. Так и появляются у нас сначала на картах городов опасные районы, а потом на картах страны опасные города.
Все эти проблемы давно и хорошо известны специалистам, но руководство МВД России избрало удобную для себя позицию: вместо того, что бы решать проблему, лучше просто отрицать сам факт её существования.
Осознавая это, ни один руководитель территориального подразделения МВД никогда не признается, что у него на территории обслуживания сложная криминогенная обстановка, и что имеющимися в его распоряжении силами он не может исправить ситуацию. Более того, руководитель отдает себе отчет в том, что реакция вышестоящего руководства на его доклад будет одна: не можешь справиться сам - найдем того, кто сможет. Ну а тот, кто не может справиться с ситуацией, пишет рапорт, по традиции начинающийся словами: «Я устал, я ухожу…». Потом на его место придет другой, прекрасно осведомленный о том, что стало с его предшественником, и почему именно. В силу этой причины новый руководитель будет докладывать ситуацию в таком виде, как нужно наверху, а не так, как есть на самом деле. В результате проблемы не решаются, а только сильнее усугубляются.
Все это началось не сегодня, не вчера и даже не 10 лет назад, а гораздо раньше, и сколько еще это будет продолжаться предсказать невозможно, срок может идти на десятки лет. И даже если много лет спустя руководство МВД поймет, что так дальше нельзя, или что дальше уже просто некуда и захотят, что-то изменить, не факт, что у них это получится.

Вывод: То, что МВД России нуждается в серьезной реформе, это факт, который глупо отрицать. Разговоры об этом ведутся очень давно, на моей памяти уже лет 25. Однако пока они так и остаются разговорами, которые возможно будут продолжаться еще четверть века, а может и больше.
Возникает вопрос - что все эти годы делать простым гражданам? Смириться и терпеть? Вооружаться и защищать себя самим?* Менять страну проживания?**
Местные власти на эту ситуацию при всем желании повлиять не могут, потому, как лишены правовой возможности это сделать. Во многих странах местные власти наделялись правом на создание муниципальной (местной) полиции именно по этой причине, что бы в случае если федеральные органы исполнительной власти в сфере внутренних дел будут игнорировать нужды местного населения иметь возможность своими силами обеспечить безопасность жителей.
Напомню еще раз одну из основных позиций нашей инициативы – Создание муниципальной полиции должно быть правом для местных властей, а не обязанностью.

* Прирост в 2016 году более 10%, источник - РБК
** Проблему безопасности как причину эмиграции указали около 10% опрошенных, источник – опрос «Левада-Центр»



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню