Организация службы муниципальной полиции по обеспечению общественного порядка


Перейти к содержанию

часть – 3: задачи 2 этапа реализации эксперимента по созданию в России муниципальной полиции, криминогенная обстановка и обращения граждан как приоритетные направления работы

статья была впервые опубликована
23 мая 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Реализация эксперимента по созданию в России муниципальной полиции
часть 3


В предыдущих статьях (часть-1, часть-2) данного цикла мы рассмотрели задачи первого этапа реализации эксперимента по созданию в России муниципальной полиции. В среднем на реализацию задач первого этапа уйдет около года с момента введения в действие Федерального закона «О муниципальной полиции в Российской Федерации» и Указа Президента о перечне муниципальных образований на территории, которых этот эксперимент будет проводиться.
Если кратко, то на первом этапе органы местного самоуправления городов, где проводится эксперимент, должны будут решить вопросы формирования новой структурной единицы, её материально-технического обеспечения, комплектования личным составом, его обучением и адаптацией, налаживанием взаимодействия с территориальными подразделениями других правоохранительных органов.
После выполнения вышеуказанных задач, начинается второй, самый главный этап реализации эксперимента, это фактическое участие сотрудников муниципальной полиции в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности на территории города.
Необходимо отметить, что еще в период выполнения задач первого этапа, когда основная часть сотрудников будет проходить профессиональное обучение, а после период адаптации, руководство муниципальной полиции должно заниматься подготовкой и планированием перехода подразделения к самостоятельной работе.

Организация службы
по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

На этом этапе наряды патрульно-постовой службы муниципальной полиции переходят от совместного к самостоятельному несению службы согласно поставленных им задач.

Какие это задачи и кто их устанавливает
Приоритетные направления определяются органами местного самоуправления в установленных законом рамках, с учетом криминогенной обстановки, пожеланий жителей муниципального образования и руководства территориальных подразделений органов внутренних дел. Разберем эти моменты чуть подробнее.

Криминогенная обстановка
Практически в любом городе есть криминально-опасные районы, которые законопослушные граждане стараются обходить стороной, особенно в темное время суток.
Полиция в большинстве случаев хорошо знает о существовании таких районов и о причинах сложившейся в них ситуации с уличной преступностью, но официально признавать факт их существования в МВД не любят, потому, как это портит им служебные показатели.
Для муниципальной полиции такие территории на карте города должны стать приоритетными при составлении ежедневной расстановки (постовой ведомости) маршрутов патрулирования. Главной задачей для них должно стать как минимум сокращение количества таких районов на карте города, как максимум их полное исчезновение. Речь не идет о том, чтобы уничтожить преступность полностью, как социальное явление, способов достигнуть этого, даже теоретических пока не придумано. Но снизить уровень уличной преступности до минимальных значений, в отдельно взятом районе города, так что бы он утратил статус опасного, задача вполне реальная. Разумеется при правильном подходе к её выполнению.

Обращения жителей города
Как уже разъяснялось в статье о предлагаемой модели штатного расписания подразделений муниципальной полиции, там есть такая должность как инспектор по работе с населением.
Основной задачей этих сотрудников является работа с обращениями граждан, посредством личного общения, письменных и электронных обращений, мониторинга городских информационных ресурсов в сети Интернет. Одно из главных направлений их работы - это выявление так называемых «очагов напряжения».
К примеру, на детской площадке во дворе жилого дома постоянно собираются компании взрослых или подростков, которые распивают спиртные напитки, курят, мусорят, громко выражаются нецензурной бранью или в ночное время громко слушают музыку, ситуация многим знакомая.
Обращения в полицию к результату не приводят, иногда приезжает полицейский наряд, 5 минут постоит, бывает даже проведет беседу или доставит одного-двух нарушителей в ближайший отдел полиции и на этом все, на следующий день ситуация с нарушениями повторяется снова.
Постепенно жители перестают обращаться в полицию, считая это бесполезным и просто терпят происходящее, постепенно к этому привыкая. Или хуже, отчаявшись ждать помощи от полиции граждане сами начинают брать на себя её функции и разбираться с хулиганами своими силами, что зачастую приводит к более тяжким последствиям. Это лишь один из возможных примеров. Задача инспектора по работе с населением фиксировать сведения о подобных «очагах напряжения», проверять их, а после ставить, ежедневные конкретные задачи патрульным нарядам, с конкретными указаниями о том какие дворы, парки, скверы или иные общественные места им необходимо взять под особый контроль и, на что именно патрульным нужно обратить особое внимание. Задача, полностью ликвидировать проблемную ситуацию.
Для этого, наряд муниципальной полиции будет каждый час заезжать в один и тот же двор, а при необходимости и стоять там по нескольку часов. Демонстративно обозначая свое присутствие и незамедлительно реагируя на каждое противоправное действие. Если потребуется то наряд это будет делать ежедневно в течении нескольких дней или даже недель подряд, до тех пор пока ситуация не нормализуется.
Многие бывшие и действующие сотрудники МВД скептично отнесутся к вышеописанной ситуации именно в части её разрешения, что звучит это как минимум фантастично. Ведь не бывает такого, что бы полицейский патруль часами в одном дворе стоял и шпану отпугивал, никто из руководства ему разрешения на это не даст.
И они будут совершенно правы, да действительно, в МВД России такое невозможно, потому, что там главными задачами являются не решение проблем граждан, а выполнение статистических показателей, те самые пресловутые «палки».
Что бы руководство министерства не заявляло с самых высоких трибун, но реальность такова, палочная система в МВД России по сей день никуда не делась. Она вполне благополучно пережила все прошедшие в прошлом реформы и переживет еще многие в будущем*.
В отличии от МВД России главная задача для муниципальной полиции не выполнение планов и статистических показателей, не красивая отчетность, а решение конкретных проблем населения города, фактическая ликвидация «очагов напряженности». Только так можно выполнить вторую, не менее важную задачу для муниципальной полиции – вернуть доверие граждан.

Примечание: если в муниципальной полиции появится планово-палочная система, аналогичная той, что применяется в МВД России, то её проще и дешевле будет расформировать в тот же день. Потому как об эффективности муниципальной полиции, с этого момента говорить больше не придется.


* в 2018 году, в одном из самых крупных полицейских сообществ в социальной сети ВКонтакте (более 160 тысяч подписчиков) был проведен опрос о «палочной системе» в МВД России.
Интересовало мнение сотрудников полиции о том, изменилась ли ситуация в этом направлении в ходе последних реформ системы МВД России.
В опросе приняли участие более полутора тысяч пользователей.
Результаты смотрите сами.




Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню