Взаимодействие муниципальной полиции с другими правоохранительными органами


Перейти к содержанию

продолжение цикла статей о реализации эксперимента по созданию в России муниципальной полиции, сегодня мы рассмотрим еще одну важную задачу первого этапа эксперимента

статья была впервые опубликована
15 мая 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Реализация эксперимента по созданию в России муниципальной полиции
часть 2


В предыдущей статье мы остановились на том, что на первом этапе реализации эксперимента по созданию муниципальной полиции помимо тех задач, которые мы уже рассмотрели, есть еще одна, не менее важная, её мы и рассмотрим в данной статье.

Взаимодействие муниципальной полиции с другими правоохранительными органами
Речь идет о налаживании взаимодействия между вновь создаваемым подразделением муниципальной полиции, с другими действующими на территории данного муниципального образования правоохранительными органами. В первую очередь речь идет о территориальных подразделениях МВД и Федеральной службы войск национальной гвардии (далее ФСВНГ) России.
Выполнение данной задачи осуществляется параллельно с заключительной частью обучения сотрудников муниципальной полиции в специализированном центре профессиональной подготовки (в дальнейшем – ЦПП) МВД России.
Как уже упоминалось в предыдущей статье, эта подготовка предполагает два этапа:
1. обучение в ЦПП по программе аналогичной подготовке сотрудников Патрульно-постовой службы полиции МВД России, но с рядом дополнений. Учитывая специфику новой структуры, в эту программу будет внесен ряд дополнительных учебных дисциплин, необходимых для сотрудников муниципальной полиции.
2. практическое обучение сотрудников муниципальной полиции, в составе совместных с сотрудниками государственной полиции постов, патрулей и иных форм и видов нарядов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. Для этого между руководством муниципальной полиции и территориальным подразделением МВД России необходимо заключить соответствующее соглашение – о временном (на срок 3-4 месяца) переводе в его оперативное подчинение личного состава муниципальной полиции.
Соглашение должно предусматривать реализацию главной цели, а именно - практического обучения сотрудников муниципальной полиции путем включение их в состав действующих нарядов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб для совместного несения службы в составе стационарных постов, пеших и автомобильных патрулей.
Помимо этого не будет лишним если периодически в течении данного этапа привлекать сотрудников муниципальной полиции для несения службы совместно с участковыми уполномоченными и инспекторами по делам несовершеннолетних в качестве помощников.
Это позволит муниципальным полицейским приобрести практические знания и навыки по охране общественного порядка. Для тех сотрудников кто впервые пришел на службу в полицию наработать пусть и небольшой, но практический опыт. Уже не в теории, а на практике разобраться с рядом наиболее часто возникающих в процессе службы, вопросов. Увидеть и понять, как осуществляется охрана общественного порядка в реальности, как выявляются и раскрываются преступления, пресекаются и документируются административные правонарушения. Как осуществляется задержание и доставление, обеспечивается охрана места происшествия, производится предварительный опрос потерпевших и свидетелей, устанавливаются обстоятельства происшествия, составляются и передаются ориентировки, осуществляются первичные розыскные мероприятия.
Всему этому невозможно научить не в одном, даже самом лучшем учебном заведении. Этому может научить только практика, непосредственная работа на улице, в прямом контакте с людьми, патрулируя общественные места, выезжая на проверку сообщений о преступлениях и происшествиях, обеспечивая порядок при проведении массовых мероприятий. Только так и никак иначе.
Для тех же сотрудников муниципальной полиции, кто уже ранее проходил службу в подразделениях обеспечения общественного порядка МВД или ФСВНГ России такая практика поможет быстро восстановить свои знания и навыки, адаптироваться к новым условиям службы.
После такого практического обучения, сотрудники муниципальной полиции уже будут значительно лучше подготовлены к постепенному переходу на самостоятельное несение службы по охране общественного порядка.
Разумеется, что за несколько месяцев практики, пусть и интенсивной, нужного уровня опыта сотрудники еще не наработают, это преимущественно касается тех, кто на службу в полицию придет впервые. Однако при правильном подходе к организации последующей самостоятельной работы эта проблема решается за счет формирования патрулей по принципу, что старший наряда будет назначается из числа тех сотрудников которые ранее проходили службу в полиции МВД России.
Помимо наглядного обучения, данная практика позволит выполнить еще одну не менее важную задачу, а именно наладить хорошее взаимодействие между сотрудниками муниципальной полиции и полицейскими территориальных органов МВД и ФСВНГ России.
Все, кто служит или служил в правоохранительных органах отлично знают, что никакие регламенты и совместные приказы так не обеспечивают хорошее взаимодействие между службами как личные контакты между сотрудниками, и что не менее важно - понимание особенностей службы друг друга.
Несмотря на то, что муниципальная полиция это структура независимая от МВД России, но работать муниципальным полицейским придется в постоянном, тесном контакте с сотрудниками государственной полиции. И от того как это взаимодействие будет изначально построено, во многом будет зависеть конечный результат.
Напомним, что основной задачей муниципальной полиции является выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений, доставление лиц их совершивших в помещения органов внутренних дел, принятие же процессуальных и административных решений по этим доставлениям должно оставаться в компетенции МВД России.
Как правило, в любом территориальном подразделении полиции есть своя сложившаяся практика о порядке действий при выявлении преступлений, реагировании на происшествия, документировании административных правонарушений. Даже форма написания рапорта и порядок изложения событий порой имеют немалое значение. Зачастую данные практики наработаны годами и потому, сотрудникам вновь созданной муниципальной полиции эти моменты нужно знать и учитывать их при осуществлении своей служебной деятельности, иначе это будет не совместная работа, а постоянные конфликты между службами.
За время своей практической стажировки в подразделениях МВД России сотрудники муниципальной полиции смогут узнать если не все, то большинство из этих особенностей, а главное наладить личные контакты с сотрудниками смежных служб.
Важно понимать, что достижение хорошего взаимопонимания с коллегами из полиции МВД и ФСВНГ России это прочный фундамент результативной совместной работы в будущем.

Примечание автора
по моему мнению, одной из ключевых проблем в МВД России является политика активного противопоставления друг другу служб и подразделений полиции. Правоохранительная деятельность это не коммерция, конкуренции здесь быть не должно, не между службами, не между сотрудниками. Такая политика только разрушает взаимодействие между службами и значительно снижает качество их работы. В конечном итоге страдают простые граждане, которые вынужденно стали заложниками этой внутриминистерской борьбы.

На этом описание первого этапа реализации эксперимента по созданию в России муниципальной полиции можно считать законченным.
В следующей статье рассмотрим задачи второго этапа эксперимента и их реализацию.



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню