Организация работы с населением


Перейти к содержанию

важным направлением в деятельности муниципальной (местной) полиции, направленном на профилактику правонарушений должна стать работа с населением, порядок организации, отчетность, оценка, мнение скептиков

Организация работы муниципальной полиции с населением

Важным направлением в деятельности муниципальной полиции, направленном на профилактику правонарушений должна стать работа с населением.
В организации этой работы муниципальная полиция должна руководствоваться главным принципом – что любая проблема (входящая в компетенцию муниципальной полиции) с которой обращаются граждане требует, как минимум полноценного реагирования (а не формального как часто бывает сейчас), а в идеале окончательного разрешения.
Как уже говорилось в предыдущих статьях компетенция муниципальной полиции ограничивается преимущественно мелкими правонарушениями, совершаемыми на улицах и в других общественных местах. Сообщения же о происшествиях, содержащих признаки преступления, за исключением случаев, когда требуются незамедлительные меры реагирования, муниципальная полиция передает в территориальные подразделения МВД России для регистрации и последующей проверки в порядке, предусмотренном УПК РФ.
Все же основную часть всех противоправных действий, особенно из числа совершаемых на улицах и в других общественных местах составляют именно мелкие правонарушения и преступления небольшой тяжести. Данные нарушения закона не несут в себе большой общественной опасности, но учитывая их очевидный и количественный характер, служат серьезными общественными раздражителями, значительно осложняя жизнь законопослушных граждан.
Уверен, что многие согласятся с тем, что мало приятного в прогулках по улице или парку где собираются компании людей, участники которых демонстративно распивают алкоголь, громко выражаются грубой нецензурной бранью (матом), там же бросают мусор и справляют свои естественные надобности. Или просто ведут себя, агрессивно провоцируя прохожих на конфликт. А ведь приведенные примеры, к сожалению, не редкость на улицах наших городов. К приведенным примерам стоит добавить и произошедшие в последние месяцы громкие преступления, совершенные группами подростков, сторонников набирающей популярность идеологии АУЕ, вызвавшие большой резонанс в обществе.
При этом выясняется, что места концентрации таких групп были хорошо известны и горожанам, и полиции, что группы агрессивных подростков там собираются уже в течении длительного времени, курят, распивают спиртное, пристают к прохожим, совершают иные правонарушения. При этом никто не пытался их остановить, а безнаказанность, как известно, приводит к беззаконию, потому результат и не заставил себя ждать.
Задача муниципальной полиции данную ситуацию изменить, для этого необходимо в первую очередь наладить работу с населением.
Здесь руководство муниципальной полиции и администрации города должны использовать весь доступный им арсенал инструментов, для налаживания обратной связи с жителями и гостями города. Это официальные СМИ, социальные сети, иные информационные ресурсы и безусловно личное общение с гражданами.

Порядок организации работы с населением
Как уже говорилось в одной из ранее опубликованных статей, в штатном расписании муниципальной полиции предусмотрена такая должность как – Инспектор по работе с населением. В задачи этих сотрудников входит осуществление личного приема граждан, общение с ними посредством телефонной связи, в том числе «телефону доверия», электронной почты и иных средств связи, фиксация полученной от граждан информации для последующей передачи в штаб.
В дальнейшем штаб обрабатывает и анализирует поступающие из всех источников сведения, после чего формирует конкретные задачи нарядам патрульно-постовой службы муниципальной полиции. Где нужно находиться, в какое время, на что и на кого обращать внимание, какие меры принять, с кем при необходимости связаться. Все эти тонкости штаб подразделения должен прорабатывать ежедневно. После на основе уже обработанной информации, ежедневно на инструктаже нарядов, заступающих на службу, готовить для каждого патруля персональные задачи.
К примеру:
информация
- жители дома ** по улице *** сообщают, что ежедневно в вечернее время на расположенной во дворе детской площадке собирается группа подростков, которые: распивают спиртное, мусорят, громко слушают музыку, при попытке сделать замечание ведут себя агрессивно, провоцируют конфликты.
задача – начиная с 18.00 ежечасно проверять данный двор, при выявлении групп подростков на детской площадке, провести профилактическую беседу о надлежащем поведении и ответственности за нарушение требований закона, при выявлении фактов совершения данными лицами правонарушений, данные факты зафиксировать, задокументировать, нарушителей доставить в территориальное подразделение МВД России. При проведении беседы дополнительно разъяснить, что контроль за данной площадкой теперь будет осуществляться постоянно, что сотрудники полиции оснащены видеорегистраторами и любое противоправное действие будет зафиксировано. При попытке переместиться в другой двор наряд последует за ними. При необходимости, предварительно согласовав это с дежурной частью, непрерывно находиться во дворе демонстративно обозначая свое присутствие в течении длительного времени.

На первый взгляд ситуация не очень привычная для наших граждан, но именно такой подход и должен применяться. Полиция должна не формально реагировать, а устранять проблему полностью, пока проблемная ситуация не перестанет быть таковой. Только в этом случае задачу, стоящую перед полицией можно считать выполненной. К этому моменту в данной статье мы еще вернемся.

Отчетность муниципальной полиции перед населением и оценка её деятельности
Для муниципальной полиции в работе с населением, одним из основных должен стать принцип, что отчитываться о проделанной по обращениям граждан работе и достигнутых результатах нужно не перед вышестоящим руководством, а перед самими жителями города.
Руководство и сотрудники муниципальной полиции должны понять и принять, что именно жители города нанимают их на работу, платят им зарплату, а потому имеют полное право оценивать результаты их работы.
При этом жители города тоже должны понимать, что это не дает им права вмешиваться в работу муниципальной полиции. Да они могут оценивать конечный результат, но не сам процесс, это единственная закрытая от публичного обсуждения часть службы муниципальной полиции.
Дело в том, что полицейская служба по обеспечению общественного порядка состоит из множества как отдельных, так и взаимосвязанных процессов, многие из которых не видны обывателям, при этом данные процессы являются необходимыми и эффективными, хоть и на первый взгляд незаметными.
Однако это не исключает права граждан высказывать руководству муниципальной полиции свои пожелания и вносить предложения, но при этом граждане должны понимать, что их обязаны выслушать, но принимать эти предложения в качестве руководства к действию или нет, полицейские решают сами.
В работе с населением, помимо персонального приема граждан и использования средств связи, должна шире практиковаться практика общения с жителями отдельных районов города посредством проведения коллективных собраний и встреч. На таких встречах должны определяться наиболее острые и актуальные проблемы жителей данного района в части состояния общественного порядка.
Примечание автора – на сегодняшний день организация подобных встреч с населением, процесс крайне сложный. В последние годы, люди крайне неохотно участвуют в подобных собраниях. В качестве основной причины называют бесперспективность таких встреч и отсутствие результатов от их проведения. Здесь важно понимать, что когда жители района говорят о проблемах безопасности, то им совершенно неинтересно слышать в ответ, что у полиции не хватает людей, транспорта, техники, времени и вообще, граждане всё преувеличивают и напрасно нагнетают панику. А тем же, кто считает, что все плохо предлагают записываться в народную дружину. На, что люди задают совершенно справедливый вопрос – А зачем тогда нам вообще полиция, если, вместо помощи, мне самому предлагают заниматься охраной правопорядка?
Данные стереотипы очень плотно укоренились в сознании людей, поэтому руководству муниципальной полиции придется изрядно потрудиться прежде чем люди поверят, в то, что их действительно готовы слушать и фактически решать озвученные проблемы. Утратить доверие населения легко, а вот вернуть его потом бывает, как правило очень проблематично.


Проблемные участки определяются с учетом компетенции муниципальной полиции, не стоит забывать, что её полномочия значительно ниже, чем у МВД России и ограничиваются преимущественно мелкими правонарушениями, совершаемыми на улицах и в других общественных местах.
Вся полученная в ходе встречи информация уточняется, фиксируется и передается в штаб подразделения муниципальной полиции для разработки решения. После обсуждения, представитель руководства муниципальной полиции предлагает жителям района провести повторную встречу, например, через месяц, что бы граждане оценили принятые по их информации меры. Форма отчета должна быть максимально простой, состоящей из трех позиций:
1. Озвученная ранее проблема;
2. Принятые меры;
3. Достигнутый результат.
Разумеется, что не каждую проблемную ситуацию (особенно если она складывалась годами) удастся решить в короткие сроки, но, если граждане увидят, что полиция работает, и актуальность озвученного ими негативного явления, хотя бы снизилась, это уже будет результат, пусть даже и еще не конечный. Окончательным результат будет лишь тогда, когда заявленная гражданами проблемная ситуация окончательно утратит свою актуальность.
Подобные встречи с населением руководство муниципальной полиции города должно проводить регулярно, стараясь в первую очередь охватывать те районы города, где криминогенная обстановка является наиболее сложной.
Эффективность работы подразделения в целом, тоже должны оценивать сами жители муниципального образования. Не статистические показатели, не социологические исследования, а прямая оценка граждан, проживающих на территории обслуживания. Делается это следующим образом: практически каждый второй год на территории муниципалитетов проходят те или иные выборы, местного, регионального или федерального значения. Параллельно с голосованием, в дополнение к избирательным бюллетеням нужно выдавать гражданам опросный лист (по типу бюллетеня для голосования), где граждане могли бы оценить деятельность муниципальной полиции города.
Такой способ значительно дешевле в исполнении, а главное он позволяет получить более объективные сведения, потому как свое мнение выскажет значительная доля населения города. Стоит все же отметить, что и такой способ оценки при всей его объективности, имеет ряд нюансов, но о них мы поговорим в отдельной статье.

Мнение скептиков
Некоторые части этой статьи уже публиковались ранее в виде отдельных отрывков в группе и в виде комментариев на других профессиональных ресурсах полицейской тематики. Соответственно, что частью участников этих сообществ высказывались вполне обоснованные сомнения в перспективах практического применения подобных методов работы. Рассмотрим их немного подробнее.
В части реагирования на обращения граждан:
Главный повод для сомнений здесь скорее нестандартность подхода. Его несоответствие привычным для большинства граждан (да и сотрудников полиции) шаблонам, когда полицейский наряд начинает отрабатывать указанный в информации от граждан (пример мы рассмотрели выше) проблемный участок района. Сегодня на практике все обстоит примерно так – по прибытии, если есть очевидные основания наряд задерживает нарушителей и доставляет в территориальное подразделение МВД для разбирательства.
Однако если в присутствии сотрудников полиции явных правонарушений не совершается, и граждане на которых поступила жалоба ведут себя в рамках закона, при этом никто из жителей не хочет быть свидетелем, то сотрудники разводят руками и через 5 минут уезжают, ограничившись устным внушением. Если не поступит повторного вызова, то маловероятно, что наряд в течение суток в этот двор вернется, но даже при повторном вызове ситуация вполне может повториться.
Формально при таком подходе как сейчас, действуя в рамках закона, сотрудники полиции ничего сделать не могут, сами они правонарушений не видели, граждане свидетелями быть отказываются, а сам факт нахождения во дворе или на детской площадке группы подростков или взрослых правонарушением не является, соответственно не дает оснований для доставления. Время, отпущенное наряду на подобный вызов при отсутствии задержанных не более 10 минут, далее дежурная часть отправит его на другую заявку или направит в другой район.
Соответственно, что более логично, а главное эффективно было бы в подобных случаях использовать тактику, которую мы описывали в разделе «Порядок организации работы с населением» данной статьи.
Скептики утверждают, что применение подобной тактики может, и могло бы быть эффективным, в лишь отдельно взятом дворе. Это при том, что проблемных улиц и дворов много, а нарядов патрульно-постовой службы полиции мало, особенно в свете последних сокращений. Те же наряды, что еще остались, заняты преимущественно оперативным реагированием на вызовы, на патрулирование в режиме «свободного поиска» времени практически не остается. Задействовать наряд на то, чтобы в течении всей смены заниматься только несколькими проблемными дворами это не целесообразное использование сил. Переход к данной тактике значительно ослабит патрулирование остальной территории города и серьезно снизит оперативность реагирования полиции, особенно в городах с невысокой плотностью населения.
Если рассматривать ситуацию с позиции МВД России, то замечание вполне справедливо, прошедшие за последние годы реформы уже загнали МВД в «кадровый тупик». И с теми силами, которыми полиция сейчас располагает, максимум, что она может это хотя бы оперативно реагировать на сообщения об очевидных преступлениях и происшествиях, на фактическую профилактику уже нет, не людских не материальных ресурсов.
Если провести аналогию с медициной, то одним из симптомов болезни пациента является высокая температура, и вместо того, чтобы лечить саму болезнь в МВД занимаются тем, что просто сбивают температуру, сама же болезнь при этом продолжает прогрессировать. Вот только рано или поздно, жаропонижающие средства перестанут действовать и болезнь перейдет в кризисную стадию. Некоторые предпосылки к этому мы можем наблюдать уже сегодня.
Если для МВД России такая тактика не походит по вышеуказанным причинам, то для муниципальной полиции она должна стать основной, в качестве одного их важных элементов системы профилактики.
Безусловно, что описанные в статье примеры локальных проблемных ситуаций кажутся мелкими и вроде не заслуживают такого повышенного внимания. Ну да собираются компании в общественных местах, распивают, мусорят, нецензурно выражаются, ну да неприятно, но по факту это мелкие правонарушения, не представляющие особой общественной опасности. Зачем уделять им столько внимания?
Во первых – главный принцип на котором должна строиться работа муниципальной полиции это реализация стратегии «Нулевой терпимости» к любым правонарушениям (более подробно об этой стратегии, можно прочесть здесь).
Во вторых - лица систематически и безнаказанно совершающие мелкие правонарушения, как правило, со временем переходят к более серьезным преступлениям. Безнаказанность — это всегда прямой путь к беззаконию, довод, много раз подтвержденный криминологами всего мира. Поэтому пресечение противоправных действий на ранней стадии и практическая реализация принципа – неотвратимости наказания, позволит уберечь многих граждан как от совершения, так и от становления жертвой, более опасных преступлений.
В части отчетности муниципальной полиции перед населением и оценки её деятельности:
Скептики аргументируют тем, что все вышеуказанное и так уже давно делается, это функционал участковых уполномоченных полиции. Верно, согласно нормативных документов МВД России прямой работой с населением занимается в первую очередь служба участковых уполномоченных. Только с небольшой оговоркой, между тем, что должно делаться и тем, что делается по факту существует очень большая разница.
Причина в том, что существующая в МВД России система, поставила участковых в такое положение, что на работу с населением на своем участке он может тратить в лучшем случае 10% своего служебного времени. Все остальное время уходит на выполнение плана по протоколам, хождениям по рейдам и спецмероприятиям, исполнением материалов, отдельных поручений, написанием рапортов, справок, характеристик, других документов, их согласованием и регистрацией, а также сидением на совещаниях, разводах и инструктажах.*
Что касается доводов скептиков относительно ресурсов, которые потребуются на реализацию тех подходов в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан, которые были изложены выше, то у муниципальной полиции они будут. Напомним, что основная идея концепции о создании в России муниципальной полиции состоит в том, что она создается не вместо подразделений полиции МВД России в городах, а в дополнение к ним. Её задача, не заменить собой государственную полицию, а усилить и дополнить её возможности, выполняя те задачи, на которые у министерства не хватает человеческих и материальных ресурсов. Но которые граждане, в отличие от руководства МВД России, считают достаточно важными.

* Если кто-то считает, что я преувеличиваю и намеренно сгущаю краски, поинтересуйтесь у своих знакомых (если таковые есть конечно), которые проходят службу в МВД России, что они вам расскажут о своей работе. Уверен, что многие подтвердят мои слова, а некоторые скажут, что я еще очень мягко изложил данную проблему. Если таковых знакомых нет, то рекомендую почитать «Форум сотрудников МВД», это самый крупный и независимый полицейский ресурс в России и странах СНГ, где полицейские говорят о своей службе без прикрас.



статья была впервые опубликована 30 сентября 2018 года на канале Яндекс.Дзен
в связи с закрытием канала перенесена на сайт 27 марта 2019 года





Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню