Задачи муниципальной полиции по профилактике правонарушений


Перейти к содержанию

основные задачи, тактика и стратегия, какой поход в профилактике правонарушений должны использовать в муниципальной полиции для достижения максимальной эффективности в обеспечении безопасности граждан

статья была впервые опубликована
29 августа 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Задачи муниципальной полиции по профилактике правонарушений

Профилактика правонарушений – «Дело, повторимся, скучное. Наград и восхищения общественности не сулящее. Достижения в области профилактики даже трудно подать: если сыщик раскрывает громкое преступление, его награждают, он приобретает известность; если тот же сыщик преступление предотвратит, об этом, скорее всего, никто и не узнает. Хотя вроде бы все согласны: предотвратить — главное. Короче, этим делом можно было и не заниматься. Но ведь профилактика преступлений — одно из самых эффективных направлений правоохраны? Это государственной важности задача? Без сомнения.». *
Как уже говорилось ранее главной задачей для муниципальной полиции должна стать профилактика правонарушений. Эта работа делится на несколько направлений и выполняется параллельно.
Первое направление это - профилактика правонарушений на улицах и в других общественных местах. Она обеспечивается в первую очередь за счет увеличения плотности патрулирования, т.е. количества полицейских патрулирующих район.
Не секрет, что за последние 10 лет количество полицейских нарядов осуществляющих патрулирование улиц и других общественных мест существенно снизилось, причиной тому являются прошедшие в рамках реформы МВД России сокращения и растущий, особенно в последнее время, некомплект личного состава.
В некоторых городах количество сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП) МВД России сократилось вдвое в сравнении с тем, что было до 2010 года. Соответственно, что такая ситуация порядка на улицах не добавляет.
Создание подразделений патрульно-постовой службы муниципальной полиции в дополнение к уже имеющимся в муниципалитетах силам аналогичных подразделений МВД России могло бы восполнить эти пробелы. Важно привести плотность патрулирования на городских улицах, к нормам, которые диктуются фактической криминогенной обстановкой, а не «положительной динамикой» из отчетов местных отделов и управлений МВД, которая ничего общего с реальностью не имеет.
Помимо увеличения плотности патрулирования муниципальная полиция должна использовать принципиально иную тактику в обеспечении общественного порядка, относительно той, что сейчас используется в МВД.
Дело в том, в МВД России эффективность профилактики пытаются измерять статистикой, оттуда и появляются те самые, хорошо знакомые всем - «планы и палки». Соответственно, что для того, чтобы добиться хороших показателей в отчетности, нарядам патрульно-постовой службы полиции приходится как можно больше выявлять правонарушений и документировать факты их совершения. На первый взгляд, все логично и правильно, однако это не совсем так. В отличии от уголовно наказуемых деяний, где преступление (правда теперь не каждое) можно пресечь на стадии подготовки и привлечь подозреваемого к ответственности, то в отношении преступлений небольшой тяжести и административных правонарушений, таких правовых инструментов нет. В результате, для того чтобы выполнить установленный руководством «План» сотрудникам полиции приходиться организовывать службу таким образом, чтобы не пресекать правонарушение на стадии подготовки или попытки, а наоборот дать нарушителю возможность его совершить. Не предотвратить его, а именно задокументировать факт свершившегося нарушения.
Для муниципальной полиции как уже говорилось выше, подход должен быть противоположным, их главная задача — это в первую очередь предотвращение и пресечение фактов совершения правонарушений на улицах и в других общественных местах, а не достижение статистических показателей.
Выполнение этой задачи достигается двумя способами:
1. Открытое (демонстративное) патрулирование – когда наряд несет службу максимально открыто, не прячась от потенциальных нарушителей в ожидании, когда те совершат правонарушение и не устраивая на них засад. А наоборот, демонстративно обозначать свое присутствие на маршруте. Главная цель наряда в этом случае не изобличить, а заставить потенциального нарушителя отказаться от своих противоправных намерений.
2. Использовать стратегию устранения причин, а не последствий.
В чем суть такого подхода, поясним на простом примере, с которым думаю, сталкивались многие в повседневной жизни.
Предположим, что есть участок автомобильной дороги с высокой концентрацией дорожно-транспортных происшествий, проведенный анализ показал, что причиной аварий стали нарушения водителями требований разметки и скоростного режима. Далее руководством подразделения МВД наряду ДПС ставится задача осуществить ряд профилактических мероприятий на данном участке дороги и как обычно, с обязательным указанием в конце «О результатах доложить...». А результаты в МВД могут быть только количественными, значит, фактическая задача наряду ДПС будет звучать примерно так – составлять в смену не менее 15 протоколов за превышение скорости и столько же за нарушение требований разметки. Вот только для того, чтобы составить протокол о нарушении правил дорожного движения, нужно, что бы водители на данном участке эти правила нарушали и чем больше, тем лучше. А это значит, наряд ДПС поступит по привычной, наработанной десятками лет схеме, а именно в малоприметном месте на данном аварийном участке установит прибор измерения скорости и камеру, сам же встанет гораздо дальше и будет заниматься лишь документированием выявленных техническими средствами нарушений правил дорожного движения и составлением протоколов. По факту нарушения на данном участке будут продолжаться и дальше, до очередной трагедии, после которой представитель МВД заявит, что на данном участке профилактическая работа ведется постоянно, выявлены сотни нарушений, привлечены к ответственности сотни водителей.
Хотя конечно определенный профилактический эффект от этого на данном участке все же будет, его обеспечит имеющаяся в нашей стране, среди водителей традиция, «моргать» фарами, предупреждая встречный поток о находящемся впереди посте ДПС. Получив такое предупреждение, большинство водителей снижают скорость до допустимой и двигаются строго в пределах своей полосы, что соответственно снижает до минимума риск совершения ДТП. Но ведь предупреждают не все и не всегда, потому нарушения на этом участке будут продолжаться, как и трагедии. А пострадавшим в этих авариях и их близким, статистические показатели местного отдела ГИБДД будут совершенно не интересны.
Теперь давайте рассмотрим другой подход к данной ситуации. Если задача будет поставлена иначе, не выявить как можно больше нарушений, а наоборот снизить их количество. Как тогда должен поступить наряд на этом участке? Все верно, он должен встать не в конце опасного участка, а в середине, при этом выбрав такое место, что бы его было хорошо видно с максимально дальнего расстояния, в идеале в качестве дополнительной меры еще и выставив в начале участка предупреждающий знак о своем присутствии. В таких случаях как показывает практика, число нарушителей снижается многократно, что соответственно, ведет и значительному снижению числа ДТП с трагическими последствиями, а это спасенные жизни, здоровье и имущество граждан.
Подобный подход применим не только в части безопасности дорожного движения. Пример с дорогой я привел лишь потому, что он хорошо знаком и понятен большинству простых людей, никак не связанных с деятельностью правоохранительных органов. А главное, он наглядно показывает разницу в подходах к обеспечению правопорядка и профилактике правонарушений.
Муниципальная полиция, выстраивая свою тактику в обеспечении безопасности граждан по всем направлениям, должна использовать именно второй подход, используя принцип, разработанный еще на заре криминологии как науки - «Главное предупредить» **.
Как именно применять этот подход в организации службы муниципальной полиции, мы поговорим в следующих статьях.


* Сергей Кредова «Щёлоков».
** Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» 1764г.






Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню