О проекте



что послужило поводом для разработки общественной инициативы о создании в России муниципальной (местной) полиции, формат, актуальность и перспективы развития проекта, обратная связь

 О проекте

Поводом к разработке проекта послужила неблагоприятная криминогенная обстановка складывающаяся, в значительной части регионов нашей страны и растущее количество насильственных преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах, многие из которых вызвали большой общественный резонанс. Помимо этого, анализ общественного мнения, отчетливо показывал растущие претензии граждан, как к слабой оперативности реагирования правоохранительных органов на сообщения о происшествиях, так и к снижению плотности патрулирования общественных мест. На встречах с представителями органов местного самоуправления, стали чаще подниматься вопросы обеспечения общественного порядка, безопасности противодействия терроризму и экстремизму. Жители городов (других населенных пунктов), представители общественных организаций и объединений, активно требовали от местных властей принятия действенных мер, к обеспечению защиты жизни, здоровья и имущества граждан, сохранения общественных пространств, культурных, спортивных и иных объектов и элементов комфортной городской среды, соблюдения требований по ограничению шума, санитарных, а также иных норм и ограничений.
Однако, органы местного самоуправления, несмотря на прямую заинтересованность, не имеют рычагов влияния на ситуацию с обеспечением правопорядка на своей территории, у них просто нет таких полномочий. Дело в том, что такие задачи, согласно законодательства, возложены на МВД России, а это федеральный орган исполнительной власти, соответственно, что приоритеты, его территориальным подразделениям (управления и отделы полиции по городам, районам, областям и т.п.), устанавливает, исключительно руководство министерства, по прямой вертикали. Поэтому, всё, что могут местные власти, это обратиться с просьбой или предложением, к руководству территориального подразделения полиции. При этом, совсем не факт, что к этим обращениям прислушаются, слишком сильны различия в приоритетах. Если чиновники муниципальной администрации и депутаты, в своих выводах, преимущественно опираются на обращения жителей и мониторинг общественного мнения, то в МВД исходят исключительно из статистики (которая, в большинстве случаев, крайне далека от реальности).
Некоторые чиновники на местах, видимо отчаявшись достучаться до местного полицейского руководства, пытаются обеспечивать правопорядок на улицах собственными силами. С этой целью при администрациях городов, а иногда и целых регионов создаются различные «полицейские суррогаты», вроде добровольных народных дружин, иных общественных формирований правоохранительной направленности, а также муниципальных предприятий и служб, работники которых по своему функционалу напоминают некий гибрид муниципального служащего и частного охранника. При этом мало кто задумывается о том, что у данных формирований нет практически никаких полномочий, а тем более возможностей, даже против мелких правонарушителей, а в случаях столкновения с агрессивными или вооруженными правонарушителями, такие «дружинники» скорее сами станут жертвами, чем защитят окружающих. Немалые средства, которые выделяются на содержание таких «правоохранительных» служб, по факту тратятся впустую, потому как никакого, реального влияния, на криминогенную обстановку на улицах городов они не оказывают. В глазах простых граждан, такие «защитники», чаще всего вызывают раздражение и становятся поводом для карикатур и насмешек.
В результате, на сегодняшний день, мы имеем следующую картину общественного мнения, согласно которой: защищенным от преступных посягательств, себя чувствует лишь, чуть более половины населения нашей страны - 52%. Еще хуже обстоят дела с уровнем доверия граждан к полиции – 45%, оценка эффективности её работы и того ниже – 44%. Только за 2021 год, жертвами преступлений стали почти 9% населения. Все эти цифры взяты с официального сайта МВД России, для которого вероятно отбирались самые положительные результаты из всех проведенных опросов, так, что остается лишь догадываться о том, как обстоят дела в реальности.
Все это указывает на то, что текущий подход к обеспечению общественного порядка и безопасности, требует серьезного пересмотра и выработки новых решений. При этом, органы местного самоуправления, несмотря на прямую заинтересованность, не имеют рычагов влияния на ситуацию с обеспечением правопорядка на своей территории. В результате получается замкнутый круг.
Есть ли решение? Да есть.
Международный опыт показывает, что для решения вопросов обеспечения общественной безопасности на муниципальном и региональном уровне успешно применяется практика создания подразделений муниципальной (местной) полиции. Наделенная основными полицейскими правами в части обеспечения общественного порядка, действуя в границах муниципального образования, она может эффективно решать все задачи, возложенные на неё органами местного самоуправления.
Муниципальная (местная) полиция не призвана заменить собой подразделения МВД России, её задача, наоборот дополнить и усилить возможности федеральной полиции в части обеспечения общественного порядка и безопасности на территории обслуживания. Она создается решением органов местного самоуправления и находится в их оперативном подчинении. А главное действует она, именно в интересах местного населения, которое и определяет её служебные приоритеты, цели и задачи.
В настоящее время, вопросы правового положения, организации и деятельности подразделений муниципальной (местной) полиции органов местного самоуправления законодательством не отрегулированы. Однако, ст. 132 Конституции РФ и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года предполагают наделение органов местного самоуправления таким правом. Это прямо указывает, на то, что создание подобной службы, в перспективе предусмотрено. Цель нашей инициативы: разработка и предложение детального проекта создания такого института в системе органов местного самоуправления.
В рамках работы над инициативой был разработан ряд нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус и основные вопросы деятельности муниципальной (местной) полиции. Помимо этого, был подготовлен и опубликован ряд статей, посвященных анализу зарубежного опыта по созданию и эффективному использованию местных полицейских служб, возможности их адаптации для применения в России. Работа над инициативой велась почти два с половиной года, однако по ряду причин, весной 2020 года работа над инициативой была прекращена. Летом 2022 года работа над проектом возобновилась, в новом формате. Теперь основная работа будет вестись в блоге и группе ВКонтакте (в перспективе возможны и иные сообщества на других ресурсах и в месенджерах). Основным принципом подачи информации станет моделирования потенциальных возможностей муниципальной (местной) полиции в решении конкретных проблем, на примере отдельно взятого города, проще говоря ситуации будут рассматриваться в сравнении: «так есть сейчас» и «так могло бы быть». Также активно будет развиваться обратная связь, обсуждения, комментарии, дополнения и предложения. Взгляд со стороны, под другим углом, разбор деталей, оценка доводов, аргументированные сомнения и конструктивная критика, все это поможет улучшить и дополнить предлагаемые в рамках инициативы проекты и идеи, сделать их более пригодными и востребованными для практической реализации.


Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашем блоге или группе


наша группа ВКонтакте                 наш блог на Яндекс Дзен