Муниципальная полиция в странах Западной Европы



общий обзор деятельности местных полицейских служб, отличительные особенности, цели, задачи, полномочия, оценка эффективности, возможность применения такого опыта в России, вывод

 Обзор зарубежного опыта

Муниципальная полиция в странах Западной Европы, общий обзор деятельности местных полицейских служб, отличительные особенности, цели, задачи, полномочия, оценка эффективности, возможность применения такого опыта  в России, вывод

Опыт создания служб муниципальной (местной) полиции в странах Западной Европы

В предыдущих статьях из цикла «Зарубежный опыт» мы рассмотрели историю создания, а также принципы организации и деятельности служб и подразделений муниципальной (местной) полиции в странах Западной Европы. В отличии от ранее рассмотренных стран бывшего СССР и Восточной Европы, история создания местных полицейских служб в которых берет свое начало с момента распада Советского союза и Варшавского договора, поэтому насчитывает не более 30 лет. История аналогичных служб на западе имеет более солидный возраст, а значит и опыт деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности. В качестве объектов для исследования были взяты модели местной полицейской системы в таких странах как: Франция, Швейцария, Италия, Испания и Греция. В этой статье я постараюсь кратко обобщить их главные особенности и рассмотреть гипотетическую возможность применения подобных систем (или их отдельных элементов) в нашей стране.
Первое, с чего хотелось бы начать, это то, что в странах Западной Европы нет единого подхода к организации и деятельности местных полицейских служб. При сравнении, бросается в глаза достаточно большой разбег в функционале, целях, задачах, компетенции и полномочиях служб муниципальной (местной) полиции в западноевропейских странах. Поэтому система организации и деятельности муниципальных (местных) органов правопорядка в каждой отдельно взятой стране, по-своему уникальна.
Если рассматривать существующие в странах Западной Европы модели организации и деятельности служб муниципальной (местной) полиции в качестве образца, для создания аналогичных правоохранительных подразделений в России, то здесь я пришел к однозначному выводу, что для нашей страны, не одна, из рассмотренных систем, используемых в рассмотренных ранее западноевропейских странах, не подходит. И вот почему:

Франция
слишком сложная и запутанная система управления и подчинения, правовой статус – резерва национальной полиции, очень размытые границы компетенции, прав и полномочий. Муниципальная полиция создается по решению органов местного самоуправления, финансируется также за счет местного бюджета, однако при этом существуют представители национального правительства (префекты), которые могут не только контролировать её деятельность, но и вмешиваться в неё. Например, префект может единолично принять решение о лишении местной полиции права на ношение и использование огнестрельного оружия (реальный случай, имевший место в 2018 году в городе Виссу, Франция), изменить задачи, урезать полномочия.
По моему мнению – двойственное управление полицейской службой в любой форме недопустимо. Также, судя по всему нет четкого регламента в части взаимодействия между службами муниципальной и национальной полиции, что как видно из приведенного в основной статье примера с террористическим актом в Ницце приводит к тяжким последствиям, а впоследствии и к судебным конфликтам между правоохранительными органами, что явно никак не способствует налаживанию хороших отношений между представителями различных полицейских служб.
подробнее о муниципальной (местной) полиции во Франции можно прочесть в этой статье

Швейцария
здесь вся система организации и деятельности местной полиции построена с учетом особой формы государственного устройства Швейцарии и системы её управления. Напомню, что швейцарские кантоны (области, регионы) ведут независимую от государственного правительства (по полномочиям весьма условный орган власти) политику по большинству вопросов, в том числе и по большинству вопросов обеспечения безопасности. В каждом кантоне существует своя законодательная база вплоть до закона, регулирующего вопросы деятельности полиции и собственного уголовного кодекса.
В России у регионов нет таких обширных автономных прав, вертикаль власти строиться по совершенно иному принципу. Помимо этого, в Швейцарии местная полиция осуществляет полный спектр полицейских функций, в том числе раскрытие и расследование преступлений, а также содержание под стражей подозреваемых. Я считаю, что в нашей стране эти функции должны оставаться в компетенции МВД.
подробнее о муниципальной (местной) полиции в Швейцарии можно прочесть в этой статье

Италия
еще более сложная (чем во Франции) и разрозненная система организации. Местная полиция здесь представлена двумя различными службами: муниципальной и провинциальной (до недавнего времени их было три, еще один вид – сельская полиция). Как и во Франции, вопрос вооружения, органов местной полиции законом отнесен к компетенции местных властей, а это означает, что банальная экономия или боязнь ответственности со стороны местных чиновников, могут привести к тому, что в случае чрезвычайной ситуации* местные правоохранители рискуют оказаться безоружными перед лицом террористов или вооруженных преступников. Соответственно, что такая полиция не сможет защитить не только местное население, но и самих себя.
* высокий уровень террористической угрозы в Европе и расположение Италии на маршруте передвижения беженцев, делают такую угрозу вполне реальной.
подробнее о муниципальной (местной) полиции в Италии можно прочесть в этой статье


Испания
здесь система организации и деятельности местных органов правопорядка построена по моему мнению очень хорошо, что позволяет местной полиции эффективно выполнять поставленные перед ней задачи. Однако для России она в настоящее время не подходит.
Дело в том, что в Испании на муниципальную (местную) полицию возложены функции не только патрульной службы, но еще и часть задач участковых уполномоченных, инспекции по делам несовершеннолетних и Национальной гвардии. Такой обширный перечень задач, особенно на начальном этапе слишком большой. Служба муниципальной (местной) полиции в нашей стране если и будет когда-нибудь создана, будет создаваться как принципиально новый субъект в системе правоохранительных органов и на начальном этапе просто не сможет качественно выполнять такой обширный спектр задач.
Однако я считаю, что к данной модели стоит присмотреться именно в качестве перспективы дальнейшего развития органов муниципальной (местной) полиции в России. Разумеется, при условии, что она вообще когда-нибудь будет создана в нашей стране.
подробнее о муниципальной (местной) полиции в Испании можно прочесть в этой статье

Греция
то, что в Греции называется - муниципальной полицией, по факту ей не является, основные функции и задачи этой службы имеют незначительное отношение к полицейским. По факту, это скорее муниципальные чиновники низового уровня, выполняющие административные и хозяйственные задачи, отнесенные к компетенции, органов местной исполнительной власти, а не полиции. По своему функционалу очень напоминает аналогичные службы в Эстонии или Сербии. Стоит отметить, что именно такую модель создания службы муниципальной полиции в нашей стране активно продвигает в своем проекте МВД России.
подробнее о муниципальной (местной) полиции в Греции можно прочесть в этой статье

На этом мы заканчиваем цикл статей, посвященных изучению зарубежного опыта организации и деятельности служб муниципальной (местной) полиции.




статья была впервые опубликована 12 июня 2018 на канале Яндекс.Дзен
в связи с закрытием канала перенесена на сайт 27 марта 2019 года
последнее изменение внесено 14 апреля 2020 года







назад к списку статей




Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе

наша группа ВКонтакте


Знаете больше о службах муниципальной полиции стран Западной Европы? Хотите рассказать?
присылайте свои статьи по адресу mail@municipal-police.ru
мы обязательно их опубликуем