Муниципальная полиция - опыт стран Западной Европы, краткие итоги


Перейти к содержанию

в данной статье мы кратко обобщим зарубежный опыт создания и деятельности служб муниципальной полиции в странах Западной Европы который мы рассмотрели в предыдущих обзорах

статья была впервые опубликована
12 июня 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Муниципальная полиция - опыт стран Западной Европы, краткие итоги

В предыдущих статьях из цикла «Зарубежный опыт» мы рассмотрели принципы организации и деятельности служб и подразделений муниципальной полиции в таких странах Западной Европы как: Франция, Швейцария, Италия, Испания и Греция.
Как вы сами могли убедиться на указанных примерах, ситуация здесь также как и в странах, бывшего СССР и Восточной Европы которые мы рассматривали в предыдущем итоговом обзоре очень противоречива. Хорошо прослеживаются явные отличиях в системе, как организации, так и деятельности местных органов правопорядка, их функционале, задачах и полномочиях.
Это указывает на отсутствие единого подхода к этому вопросу в странах как Восточной так и Западной Европы. Служба муниципальной полиции в каждой отдельно взятой стране по своему уникальна.
Если рассматривать существующие в странах Западной Европы модели организации и деятельности служб муниципальной полиции в части перенимания опыта, то в рамках нашей инициативы не одна из рассмотренных систем для России не подходит.
И вот почему:

Франция
слишком сложная и запутанная система управления и подчинения. Муниципальная полиция создается по решению и финансируется за счет администрации органов местного самоуправления. Однако при этом существуют государственные префекты которые могут не только контролировать, но и вмешиваться в её деятельность. Вплоть до того, что могут единолично принять решение о лишении местной полиции права на ношение и использование огнестрельного оружия.
По нашему мнению – двойственное управление полицейской службой в любой форме недопустимо. Также, судя по всему нет четкого регламента в части взаимодействия между службами муниципальной и национальной полиции, что как видно из приведенного примера с террористическим актом в Ницце приводит к тяжким последствиям и судебным конфликтам.

Швейцария
принципы организации построены на независимости кантонов от центральной власти, в каждом кантоне (регионе) собственная законодательная база вплоть до закона регулирующего вопросы деятельности полиции и уголовного кодекса.
В России у регионов нет таких обширных автономных прав, вертикаль власти строиться по совершенно иному принципу. Помимо этого в Швейцарии местная полиция осуществляет полный спектр полицейских функций, в том числе раскрытие и расследование преступлений, а также содержание под стражей подозреваемых. Мы считаем, что в нашей стране эти функции должны оставаться в компетенции МВД России.

Италия
еще более сложная (чем во Франции) и разрозненная система организации. Местная полиция здесь представлена тремя различными службами - муниципальной, провинциальной и сельской. Как и во Франции, вопрос вооружения, органов местной полиции законом отнесен к компетенции местных властей. Это значит, что банальная экономия или боязнь местных чиновников ответственности, могут привести к тому, что в случае чрезвычайной ситуации* местная полиция рискует оказаться безоружной перед лицом террористов или преступников. Соответственно не сможет защитить не только местное население, но и самих себя.
* высокий уровень террористической угрозы в Европе и расположение Италии на маршруте передвижения беженцев, делают такую угрозу очень реальной.

Испания
хорошо организованная и эффективная система деятельности муниципальной полиции. Однако для России она в настоящее время не подходит.
Дело в том, что в Испании на муниципальную полицию возложены функции не только патрульной службы, но еще и частично участковых уполномоченных, инспекции по делам несовершеннолетних и Национальной гвардии. Такой спектр задач на начальном этапе слишком большой.
Однако к данной модели стоит присмотреться именно в качестве перспективы дальнейшего развития органов муниципальной полиции в России. Разумеется, при условии, что она вообще когда-нибудь будет создана в нашей стране.

Греция
то, что в Греции называется - муниципальной полицией, по факту ей не является. Основные её функции и задачи не относятся к полицейским. Это скорее муниципальные чиновники самого низшего звена, выполняющие административные и хозяйственные задачи, отнесенные к компетенции, органов местной исполнительной власти, а не полиции.
По своему функционалу очень напоминает аналогичные службы в Эстонии или Сербии. Стоит отметить, что именно такую модель создания службы муниципальной полиции в нашей стране активно продвигает в своем проекте МВД России.

На этом мы заканчиваем цикл статей посвященных изучению зарубежного опыта организации и деятельности служб муниципальной полиции.

Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Знаете больше о службах муниципальной полиции стран Западной Европы? Хотите рассказать?
присылайте свои статьи по адресу mail@municipal-police.ru
мы обязательно их опубликуем


Назад к содержанию | Назад к главному меню