Муниципальная полиция в странах бывшего СССР и Восточной Европы



общий обзор деятельности местных полицейских служб, отличительные особенности, цели, задачи, полномочия, оценка эффективности, возможность применения такого опыта в России, вывод

 Обзор зарубежного опыта

Муниципальная полиция в странах бывшего СССР и Восточной Европы, общий обзор деятельности местных полицейских служб, отличительные особенности, цели, задачи, полномочия, оценка эффективности, возможность применения такого опыта  в России, вывод

Опыт создания служб муниципальной (местной) полиции в странах бывшего СССР и Восточной Европы

Ранее мы рассмотрели, как создавались и работают в настоящее время службы муниципальной (местной) полиции у ближайших соседей России, в странах бывшего СССР и Восточной Европы. В данной статье я хочу кратко обобщить предыдущие публикации и сделать некоторые выводы.
Большинство этих полицейских служб начали создаваться в последние годы существования или сразу после распада Советского союза и Варшавского договора, поэтому их история в большинстве своем насчитывает менее 30 лет. Мы рассмотрели историю создания и развития местных полицейских служб на примерах: Латвии, Чехии, Словакии, Румынии, Сербии, Эстонии, Польши, Украины и Казахстана. Надо отметить, что не везде эти процессы (как, впрочем, и результаты) были одинаковыми. Основная причина в том, что модель местной полицейской службы, в соответствии с которой она создавалась, определялась правительствами этих стран в зависимости от территориальных, политических, социальных и экономических особенностей, а также в силу тех или иных исторических традиций. Как результат, таких моделей получилось достаточно много, я бы разделил их на три основных группы:

1. Полноценные
Это правоохранительные подразделения в составе органов местного самоуправления, которые могут осуществлять полицейские функции как совместно с государственными службами охраны правопорядка, так и самостоятельно. Основной функционал муниципальной (местной) полиции в странах, относящихся к данной группе - это обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, в других общественных местах и автомобильных дорогах (а в некоторых странах еще акваториях ), профилактика и пресечение преступлений и административных правонарушений (включая ПДД), оперативное реагирование на сообщение граждан о противоправных действиях и иных происшествиях, а также оказание помощи органам государственной полиции в выполнении возложенных на неё задач.
Для осуществления своих функций в этих странах законодательством предусмотрены все необходимые условия. Подразделения муниципальной (местной) полиции создаются решением органов местного самоуправления и финансируются за счет средств местного бюджета, выполняют те задачи, которые определены для них специальным государственным законом, а также нормативными актами органов местного самоуправления в рамках предоставленных им законом полномочий. Сотрудники одеты в форменную одежду, которая внешне схожа с формой государственной полиции. Они наделены правами и полномочиями использовать необходимые меры принуждения, имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также обладают правом на использование специального транспорта, оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами, обеспечивающими преимущественный проезд.
К этой группе можно отнести модели местной полиции, применяемые в Латвии, Чехии, Словакии и Румынии.

2. Ограниченные
Эти подразделения по своему функционалу и задачам в большинстве своем соответствуют первой группе, но имеют ограничения в части полномочий и возможностей. Самый частый пример - это вопрос наличия у местной полиции оружия. На мой взгляд, это серьезный правой недостаток, который ставит полицейских и граждан, которых они обязаны защищать, в заведомо проигрышное положение перед преступниками.
К этой группе я бы отнес Польшу, где согласно законодательству на вооружении муниципальной (местной) полиции есть как огнестрельное оружие, так и право на его применение, однако вопрос вооружения сотрудников подразделений муниципальной полиции находятся в ведении чиновников органов местного самоуправления. Проще говоря, решение о том, будут ли вооружены муниципальные полицейские в конкретно взятом городе, будут принимать местные чиновники или депутаты. Вот только, к сожалению, политики часто принимают популистские решения, которые совершенно не соответствуют требованиям, диктуемым реальной криминогенной обстановкой на улицах города.


Личное мнение автора в данном вопросе: я абсолютно уверен в том, что полицейский, несущий службу на улице без огнестрельного оружия, это не полицейский. В случае чрезвычайной ситуации, когда возникает прямая и явная угроза жизни и здоровью людей, полицейский без оружия бесполезен. Все утверждения противников оружия, основанные на том, что такие ситуации возникают не часто, и что многие полицейские за десятки лет службы не использовали оружие ни разу (и тому подобные), не состоятельны. Это доводы «кабинетных теоретиков», никогда не работавших на улице. Да, это благо, что таких ситуаций не много (пока не много), но даже в том самом «единичном случае» полицейский должен иметь возможность выполнить свою главную задачу - защитить граждан от противоправных действий, угрожающих их жизни и здоровью, используя для этого все возможные средства. Когда и где такой случай может возникнуть - предсказать невозможно. Если же этих средств у него нет, тогда зачем он вообще нужен на улице?
К сказанному добавлю еще один довод из личного опыта: очень многих трагедий удалось избежать лишь потому, что преступник знал - патрульный вооружен. Также нередко бывало, что один только вид оружия в руках сотрудника и угроза его применения останавливали человека от опрометчивых поступков. Уверенный взгляд полицейского и направленный пистолет быстро меняли противоправные намерения нарушителя - инстинкт самосохранения брал верх.


3. Формальные (условные)
Наименование говорит само за себя - это службы, которые имеют к полиции весьма косвенное отношение (хотя некоторые из них имеют слово «полиция» в своем названии). Их основные задачи тоже далеки от полицейских: это преимущественно контроль соблюдения правил парковки, обращения с бытовыми отходами, выгула домашних животных. А в некоторых странах одна из приоритетных задач муниципальной полиции - это ловить безбилетников в трамваях. Сотрудники подобных служб одеты в отличную от государственной полиции форму, они не имеют оружия, а специальные средства (есть не у всех) могут использовать лишь для самообороны.
Я считаю, что полиция, лишенная оружия и полномочий, это уже не полиция, а скорее пародия на неё, ведь в случае реальной опасности такой «полицейский» не сможет защитить не то, что граждан, а даже самого себя. Соответственно, создание муниципальной полиции по подобному шаблону, никакого положительного эффекта на криминогенную обстановку на улицах городов не оказывает, в результате это окажется пустой тратой денег налогоплательщиков. К данной группе я причислил муниципальные полицейские подразделения, действующие в Эстонии, Сербии и Украине.
Однако стоит отметить и то, что в Эстонии и Сербии в настоящее время, на уровне правительства и парламента, ведутся активные дискуссии о том, что данные службы не соответствуют требованиям времени и ситуации, а значит, нуждаются в серьезном реформировании.

К вышеописанным трем основным группам я бы добавил еще одну дополнительную группу, которую я бы назвал - «Зависимые». В неё я бы включил ещё одну модель местной полицейской службы, которая в настоящее время не используется, но активно применялась на постсоветском пространстве ранее. Её пытались внедрить в России в 90-е годы прошлого века, в Украине в период с 2004 по 2008 годы, и совсем недавно в Казахстане. Речь идет о недавно завершившемся эксперименте по созданию в Республике «Местной полицейской службы». Завершился он, как и следовало ожидать, неудачно. Такой результат был вполне предсказуем: дело в том, что власти Казахстана из всех возможных моделей такого эксперимента, выбрали самую неудачную и абсолютно бесперспективную. Как уже говорилось выше, такая модель уже применялась в России в конце 90-х годов. Суть её была в следующем: милицию* разделили по источникам финансирования - часть сотрудников получала зарплату из средств местного бюджета, вторая часть - из федерального (были и те, кто получал зарплату из двух источников одновременно).


* в России, как и во многих странах СССР и Варшавского договора, основной орган государственной власти в сфере обеспечения общественного порядка носил название Милиция. Это название и после 1991 года еще длительное время использовалось в ряде государств бывшего Советского союза. Так, например, в республике Казахстан оно сохранялось до 1998 года, в России до 2011, Украине до 2015, Узбекистане 2019, а в республиках Беларусь, Таджикистан и Кыргызстан сохраняется и по настоящее время.


Однако при этом сотрудники, которые финансировались из местного бюджета, продолжали оставаться сотрудниками МВД России, и подчинялись в первую очередь приказам министерства. Таким образом, данные подразделения полиции (милиции) лишь формально назывались муниципальными (местными), по факту же они продолжали оставаться составной частью Министерства внутренних дел. Власти Казахстана фактически сделали то же самое, но при этом они также попытались сделать сотрудников «Местной полицейской службы» подотчетными еще и органам местного самоуправления. Ключевым здесь является именно слово «Еще», фактически такой подход создает систему двойного подчинения, которая для полицейской структуры является губительной. Важно понимать, что полиция (хоть государственная, хоть местная) является военизированной структурой и управляться она может только по вертикальному принципу и никак иначе.
Завершившейся неудачей эксперимент в Казахстане лишь еще раз подтвердил это правило как и то, что построенная на таких принципах модель местной полицейской службы абсолютно нежизнеспособна.

Интересные особенности деятельности служб муниципальной (местной) полиции в странах Восточной Европы
В некоторых подразделения муниципальной (местной) полиции Латвии и Польши, помимо основных сил (как правило это патрульно-постовая служба), есть еще и подразделения особого назначения, способные выполнять такие задачи, как пресечение массовых беспорядков. А в Румынии такие спецподразделения могут еще и производить задержания особо опасных и вооруженных преступников.
Юрисдикция местной полиции не всегда ограничивается лишь городскими улицами. Например, в Латвии муниципальная полиция обеспечивает безопасность на пригородных акваториях и пляжах, а в Чехии подразделения муниципальной (местной) полиции могут обеспечивать общественный порядок и за пределами своего муниципалитета.


Речь идет о практике создания межмуниципальных отделов местной полиции, действующих на основе соглашений между соседствующими муниципалитетами. Я считаю, что подобная модель может успешно использоваться и в России. Это могло бы значительно снизить расходы на содержание таких отделов за счет совместного их финансирования. Но главное, что это могла бы быть экономия без потери в качестве обеспечения безопасности на улицах этих муниципалитетов, а такая возможность встречается не часто. Этот момент я более подробно освятил в отдельной статье.


Вывод:
Я считаю, что из всех рассмотренных моделей местной полицейской службы, используемых в странах Восточной Европы, наиболее подходящими для России являются примеры Латвии, Чехии и Словакии. За свою почти тридцатилетнюю историю они показали себя как эффективный инструмент органов местного самоуправления по обеспечению общественного порядка в тех муниципалитетах, где есть такая необходимость. Не менее важным является и то, что данные службы удачно вписались в правоохранительную систему своих государств, и вполне успешно осуществляют свою деятельность параллельно с органами государственной полиции. Не конкурируя с ней, не заменяя, а наоборот, усиливая и дополняя её, тем самым создавая эффективную систему обеспечения общественного порядка и безопасности на улицах своих городов.
Возможно ли использование подобной модели в России? Да, вполне возможно, при условии должной доработки, с учетом ряда свойственных нашей стране особенностей, а также при наличии желания как органов государственной власти, так и значительной части общества. Однако на сегодняшний день такого посыла, как у власти, так и у граждан пока не наблюдается.


дата публикации: 01 апреля 2020 года




назад к списку статей




Знаете больше о службах муниципальной полиции стран бывшего СССР и Восточной Европы? Хотите рассказать?
присылайте свои статьи по адресу mail@municipal-police.ru
мы обязательно их опубликуем


Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашем блоге или группе


наша группа ВКонтакте                 наш блог на Яндекс Дзен