Опыт создания муниципальной полиции в странах бывшего СССР и Восточной Европы


Перейти к содержанию

в данной статье мы подведем промежуточные итоги изучения опыта создания и деятельности муниципальной полиции в странах бывшего СССР и Восточной Европы

статья была впервые опубликована
14 марта 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Опыт создания муниципальной полиции в странах бывшего СССР и Восточной Европы

Перед тем как двигаться дальше в изучении зарубежного опыта создания и деятельности органов муниципальной полиции предлагаю подвести промежуточные итоги.
В предыдущих статьях мы рассмотрели как работают службы муниципальной полиции у ближайших соседей России, в странах бывшего СССР и Восточной Европы.
По моему мнению, для использования в России наиболее подходят модели муниципальной полиции следующих стран: Латвии, Чехии, Словакии и частично Румынии и вот почему.
Основной функционал муниципальной полиции в этих странах, по большей части соответствует нашей инициативе. Это обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах, профилактика и пресечение преступлений и административных правонарушений (включая ПДД), оперативное реагирование на сообщение граждан о противоправных действиях и иных происшествиях, а также оказание помощи государственной полиции МВД в выполнении возложенных на неё задач.
Для осуществления своих функций в этих странах законодательством предусмотрены необходимые условия, сотрудники муниципальной полиции:
- создаются решением органов местного самоуправления и финансируются за счет средств местного бюджета;
- выполняют только те задачи, которые определены государственным законом и которые в рамках данных этим законом прав ставит администрация муниципального образования;
- одеты в форменную одежду, которая внешне схожа с формой государственной полиции;
- наделены правами и полномочиями использовать необходимые меры принуждения;
- имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- обладают правом на использование специального транспорта и специальных световых и звуковых сигналов обеспечивающих преимущественный проезд.
История создания муниципальной полиции в этих странах также схожа по своим основаниям с нашей инициативой, а именно, основной целью её создания было - гарантировать, что нужды жителей муниципальных образований не будут игнорироваться федеральными органами исполнительной власти, в части обеспечения общественного порядка и безопасности.
К сожалению, в нашей стране на сегодняшний день вышеуказанная проблема является актуальной. Если кратко, то её суть выражается в следующем – что для начальника управления или отдела МВД России по городу или району, приоритетными являются задачи, которые ставит ему вышестоящее подразделение МВД, а не обращения жителей этого города или органов местной власти.
Отдельно хотелось бы остановиться на одном интересном моменте в организации муниципальной полиции Чехии. Речь идет о практике создания межмуниципальных отделов муниципальной полиции, на основе соглашений между соседствующими муниципалитетами. Я считаю, что подобная модель может успешно использоваться и в России. Это могло бы значительно снизить расходы содержание таких отделов за счет совместного их финансирования. Но главное, что это могла бы быть экономия без потери в качестве обеспечения безопасности на улицам этих муниципалитетов, а такая возможность встречается не часто. Но это тема для отдельной статьи.

Почему опыт Казахстана, Эстонии и Сербии не подходит для России
Что касается эксперимента по созданию «Местной полицейской службы» который сейчас проводят в Казахстане, то в данном случае МВД Казахстана, похоже, решило повторить печальный опыт МВД России.
Речь идет о похожем эксперименте, когда в России, в конце 90-х годов прошлого века милицию разделили по источнику финансирования, часть сотрудников получала зарплату из местного бюджета, часть из федерального. Однако при этом, сотрудники милиции хоть и получали зарплату из муниципального бюджета, но находились в составе МВД России и подчинялись в первую очередь приказам руководства МВД.
Как показывает опыт, любая форма двоевластия особенно в силовых структурах только мешает их работе, и я сильно сомневаюсь, что Казахстан в данном случае станет исключением. Опыт Эстонии и Сербии является скорее негативным (хотя именно такую модель муниципальной полиции активно лоббирует МВД России). Сотрудники муниципальной полиции в этих странах одеты в отличную от государственной полиции форму, они не имеют оружия, а специальные средства могут использовать лишь для самообороны. В Эстонии так вообще одна из приоритетных задач муниципальной полиции это ловить безбилетников в трамваях.
Я считаю, что полиция, лишенная оружия и полномочий, это уже не полиция, а скорее пародия на неё. Это все равно, что отправить хирурга в операционную отобрав у него скальпель и запретив использовать другие хирургические инструменты. Соответственно создание муниципальной полиции по подобному шаблону никак на криминогенную обстановку на улицах городов не повлияет, в результате это окажется пустой тратой денег налогоплательщиков.
На этом изучение опыта создания и деятельности органов муниципальной полиции у наших ближайших соседей, в странах бывшего СССР и Восточной Европы мы закончим. Но изучение зарубежного опыта на этом не заканчивается, в следующем цикле статей, будем двигаться дальше по карте мира и рассмотрим, как обстоят дела в этом вопросе в странах Западной Европы.

Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Знаете больше о службах муниципальной полиции стран бывшего СССР и Восточной Европы? Хотите рассказать?
присылайте свои статьи по адресу mail@municipal-police.ru
мы обязательно их опубликуем


Назад к содержанию | Назад к главному меню