Опыт муниципальной полиции Чехии – применение в России



закон о местной полиции, допускает возможность заключения соглашений, по обслуживанию одним полицейским подразделением сразу нескольких муниципалитетов

 Опыт муниципальной (местной) полиции Чехии, возможность применения его в России

В статье о местной полиции Чехии, я акцентировал внимание на одном интересном моменте в её деятельности, о котором, по моему мнению, стоит рассказать отдельно. Речь идет о такой особенности законодательства Чешской Республики, согласно которой, муниципалитеты которые по тем или иным причинам не имеют возможности создать собственную полицейскую службу, но считают, что она им необходима, могут заключать соглашения с другими муниципалитетами, где она есть. Такое соглашение подразумевает распространение на их территорию, полномочий муниципальной (местной) полиции иного (как правило, соседнего) муниципального образования. Проще говоря, это своего рода межмуниципальные подразделения, которые обслуживают сразу несколько населенных пунктов, на основании заключенных между ними соглашений, которые определяют цели, задачи, границы и полномочия сотрудников муниципальной полиции. Оговоренные правила могут быть как едиными для всех субъектов соглашения, так и различаться, в зависимости от территории обслуживания. Допустим в одном городе местная полиция выполняет весь перечень полицейских задач, в другом только контролирует соблюдение правил дорожного движения и парковки автотранспорта, а в третьем обеспечивает охрану общественного порядка на городском рынке. Границы юрисдикции, участники соглашения определяют сами, в пределах, установленных государственными законами ограничений. Финансирование такого подразделения также осуществляется совместно, всеми участниками, в размерах, установленных этим договором. Стоит отметить, что помимо Чехии, практика таких соглашений достаточно успешно используется в соседней Словакии, а также Румынии.
Я считаю, что использование подобного подхода в организации деятельности муниципальной (местной) полиции вполне могло бы применяться и в России (разумеется, при наличии такой службы). Например, когда несколько крупных поселений расположены в радиусе 10-15 километров от районного центра и имеют общие административные границы.
Для местных властей такая схема более удобна и выгодна, в первую очередь из экономических соображений. Не секрет, что содержание межмуниципальных подразделений обходится дешевле, это связано с тем, что они имеют один орган управления, обслуживающий сразу несколько населенных пунктов. Дабы, было более понятно - если каждый муниципалитет будет создавать свой отдел (или отделение) муниципальной (местной) полиции, то придется создавать его как полноценное подразделение. Нужно будет выделить отдельное помещение, оборудованное в соответствии с требованиями нормативных актов, создать условия для хранения оружия, специальных средств, имущества и транспорта. С комплектованием будет еще сложнее, потому как формировать придется полный штат, а значит назначать руководителя, заместителей, тыл, штаб и дежурную часть. Все это стоит немалых денег и далеко не каждый муниципальный бюджет такие расходы осилит.
Для примера: крупный город, условно назовем его «А», имеет в составе своей администрации отдел муниципальной полиции. Рядом с ним есть еще два города (или поселения) поменьше, назовем их условно «Б» и «В».
В городе «А» численность отдела составляет 98 сотрудников (как приблизительно это выглядит можно посмотреть в этой статье) из них: 23 относятся к руководству, обеспечению и штабу, остальные 75 единиц это рота патрульно-постовой службы.
Если городам «Б» и «В» которые вдвое меньше по площади и населению, нужно создать свою муниципальную полицию, то для каждого из них штатная численность подразделений будет выглядеть приблизительно так:
всего сотрудников – 58, из них:
- руководство, обеспечение и штаб – 20 сотрудников;
- взвод патрульно-постовой службы – 38 сотрудников.
Таким образом, по всем трем городам получается следующая картина:
всего по штату – 214 сотрудников, из них:
- руководство, обеспечение и штаб – 63 единицы;
- патрульно-постовая служба – 152 единицы.
Доля сотрудников, относящихся к руководству, штабу, обеспечению и обслуживанию составляет почти 30% от общей численности, это слишком много и дорого.
Но если использовать поход аналогичный тому, который используют в Чехии и объединить эти три отдельных подразделения в один межмуниципальный отдел, то в этом случае мы получим совершенно иную картину:
всего по штату – 180 сотрудников, из них:
- руководство, обеспечение и штаб – составят 28 единиц;
- патрульно-постовая служба – 152 единицы.
В результате: штатная численность уменьшилась на 34 единицы (15%), при этом все эти единицы относятся к управленческим, количество же сотрудников патрульно-постовой службы осталось прежним. Добавим к этому еще и отсутствие необходимости в выделении дополнительных помещений и связанных с этим расходов.
В итоге: даже с учетом увеличения расходов на топливо и обслуживание служебного автотранспорта, совокупная экономия приблизительно составит 25 - 30%. Это весьма существенная сумма, но самое главное, что при таком подходе количество патрульных полицейских на улицах не станет меньше. Подобная схема организации территориальных подразделений муниципальной (местной) полиции для нашей страны вполне могла бы использоваться в муниципальных образованиях, имеющих общие административные границы (город/район).
Я уверен, что подобный опыт стоит перенять, это могло бы значительно повысить эффективность использования сил и средств муниципальной (местной) полиции и серьезно сократить затраты на её содержание. К тому же различные федеральные (региональные) субсидии и дотации гораздо охотнее выделяют на реализацию тех проектов и программ, которые охватывают сразу несколько муниципальных образований.
Исходя из вышеизложенных доводов было подготовлено дополнение в первоначальный проект Федерального закона «О муниципальной (местной) полиции в Российской Федерации». Цель поправки - предоставить органам местного самоуправления право заключать соглашения на создание межмуниципальных подразделений местной полиции, которые будут обслуживать территорию нескольких муниципальных образований. С этой целью статья 4 проекта Федерального Закона «О муниципальной (местной) полиции в Российской Федерации» была дополнена частью 6 следующего содержания:


- 6. Органы местного самоуправления муниципальных образований, имеющие в своем составе подразделение муниципальной (местной) полиции, могут заключать соглашения с органами местного самоуправления других муниципальных образований о распространении на их территорию полномочий муниципальной полиции. При условии, что заключившие данное соглашение муниципальные образования имеют общую границу.


Это предварительная редакция, которая в дальнейшем, возможно, претерпит некоторые изменения, технического характера, связанные с правильным изложением текста. Также возможно, что её текст будет расширен несколькими подпунктами, содержащими ряд общих требований к таким соглашениям, либо отсылку на отдельный нормативный акт, устанавливающий эти требования.



статья была впервые опубликована 25 февраля 2018 года на канале Яндекс.Дзен
в связи с закрытием канала перенесена на сайт 27 марта 2019 года



назад к списку статей


Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе

наша группа ВКонтакте