Опыт муниципальной полиции Чехии – применение в России


Перейти к содержанию

в данной статье речь пойдет об одной особенности законодательства Чехии о муниципальных органах охраны правопорядка, а именно возможности обслуживания одним подразделением сразу нескольких муниципалитетов

статья была впервые опубликована
25 февраля 2018 года на канале Яндекс.Дзен


Опыт муниципальной полиции Чехии – применение в России

После опубликования статьи о муниципальной полиции Чехии и обсуждения в группе, многие подписчики обратили внимание на один интересный момент в её деятельности. Речь идет об одной отличительной особенности законодательства Чехии о муниципальных органах охраны правопорядка. А именно – согласно закона о муниципальной полиции в Чешской Республике, муниципалитеты, которые не учредили свою полицию, могут заключить соглашения с теми муниципалитетами, которые в которых есть муниципальная полиция о распространении на их территорию полномочий муниципальной полиции иного (как правило соседнего) муниципального округа.
Проще говоря, они могут создавать межмуниципальные подразделения муниципальной полиции, которые находятся в одном (обычно самом крупном) городе, но обслуживает такое подразделение еще и соседние муниципалитеты. Делается это на основании заключенных между администрациями этих населенных пунктов соглашений. Финансирование такого подразделения также осуществляется совместно.
Подобные межмуниципальные отделы существуют в МВД России, а значит, подобная структура вполне может применяться и в муниципальной полиции, при условии территориальной близости. Например, когда несколько крупных городских поселений района расположены в радиусе 10-15 километров от райцентра.
Это сделано в первую очередь из экономических соображений. Не секрет, что содержание межмуниципальных подразделений обходится дешевле. Это связано с тем, что они имеют один орган управления, обслуживающий несколько рядом расположенных населенных пунктов.
Дабы, было более понятно - если каждый муниципалитет будет создавать свой отдел (или отделение) муниципальной полиции, то ему нужно создавать его как полноценное подразделение, а именно выделять отдельное помещение, оборудованное в соответствии с требованиями, создавать условия для хранения оружия, имущества, транспорта. Назначать руководителя, заместителей, должности обеспечения и обслуживания, штаб и дежурную часть. Все это стоит немалых денег и не каждый муниципальный бюджет такие расходы осилит.
Для примера – крупный город условно назовем его «А», имеет в составе администрации отдел муниципальной полиции, рядом с этим городом есть еще два города (или поселения) поменьше назовем их «Б» и «В».
Предположим, что в городе «А» численность отдела составляет 98 сотрудников, как приблизительно это выглядит можно посмотреть в этой статье. Из этих 98 штатных единиц - 23 относятся к руководству, обеспечению и штабу и 75 единиц это рота патрульно-постовой службы.
Если городам «Б» и «В» которые вдвое меньше по площади и населению, нужно создать свою муниципальную полицию, то для каждого из них штатная численность подразделений будет выглядеть следующим образом:
всего сотрудников – 58, из них:
- руководство, обеспечение и штаб – 20 единиц;
- взвод патрульно-постовой службы – 38 единиц.

Итого по всем трем городам получается следующая картина:
всего по штату – 214 сотрудников, из них:
- руководство, обеспечение и штаб – 63 единицы;
- патрульно-постовая служба – 152 единицы.
Доля сотрудников относящихся к руководству, штабу, обеспечению и обслуживанию составляет почти 30% от общей численности. Это слишком много и дорого.

Но если эти три отдельных подразделения объединить в один межмуниципальный отдел, то картина будет совершенно иной:
всего по штату – 180 сотрудников, из них:
- руководство, обеспечение и штаб – составят 28 единиц;
- патрульно-постовая служба – 152 единицы.
В итоге высвобождается 34 лишних управленческих единицы, а количество сотрудников патрульно-постовой службы остается прежним.
Если добавить к этому еще и отсутствие необходимости в выделении дополнительных помещений и связанных с ними расходов, то даже с учетом увеличения расходов на топливо и обслуживание служебного автотранспорта, совокупная экономия составит от 20 до 30%.
Это весьма существенная сумма, но главное, что при таком подходе количество полицейских на улицах не уменьшается.
Безусловно, что подобная схема организации территориальных подразделений муниципальной полиции для нашей страны вполне подходит и подобный опыт стоит перенять. Это позволит повысить эффективность использования сил и средств муниципальной (местной) полиции и значительно сократить затраты на её содержание.
Помимо этого, стоит отметить, что федеральные и региональные (область, край, округ) власти гораздо охотнее выделяют субсидии и дотации на реализацию тех проектов и программ, реализация которых охватывают сразу несколько муниципальных образований.
Исходя из вышеизложенных доводов было принято решение подготовить дополнение в проект федерального закона «О муниципальной полиции в Российской Федерации». Цель поправки - предоставить органам местного самоуправления муниципальных образований право заключать соглашения на создание межмуниципальных подразделений местной полиции, которые будут обслуживать территорию нескольких муниципальных образований.
С этой целью статья 4 проекта Федерального Закона «О муниципальной полиции в Российской Федерации» была дополнена частью 6 следующего содержания:
- 6. Органы местного самоуправления муниципальных образований, имеющие в своем составе подразделение муниципальной полиции, могут заключать соглашения с органами местного самоуправления других муниципальных образований о распространении на их территорию полномочий муниципальной полиции. При условии, что заключившие данное соглашение муниципальные образования имеют общую границу.
Это предварительная редакция, которая в ближайшее время возможно претерпит некоторые изменения, технического характера связанные с правильным изложением текста. Также возможно, что её текст будет расширен несколькими подпунктами содержащими ряд общих требований к таким соглашениям, либо отсылку на отдельный нормативный акт устанавливающий эти требования.
Помимо этого, в планах более подробно рассмотреть, как подобная практика работает не только в Чешской Республике, но и в других странах, по некоторым источникам нечто подобное существует в Канаде.



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню