Общественная безопасность и комфортная городская среда


Перейти к содержанию

почему органы местной власти в стратегии развития городов и регионов игнорируют такое направление как – общественный порядок и безопасность граждан, какое влияние на формирование комфортной городской среды могло бы оказать создание муниципальной полиции

Общественная безопасность и комфортная городская среда

Общественная безопасность и комфортная городская среда
На сайтах органов власти регионов и отдельных городов можно встретить такой раздел, как «Стратегия развития области (края, округа, города) до 2035 (+/-5) года». В данных разделах органы местного самоуправления размещают проекты (а где-то и уже готовые документы) с планами развития регионов на ближайшие 15-20 лет. Большинство таких стратегических планов однотипны, в них определены стандартные направления работы: это экономика, демография, образование, здравоохранение, спорт, социальная защита, строительство, дороги и иные важные для жителей региона цели. Однако в большинстве подобных планов фактически не проработано (а в некоторых вообще отсутствует) такое направление работы муниципалитетов, как «Обеспечение безопасности граждан».
Судя по всему, местные власти не считают это направление важным. Даже в тех регионах, где в стратегии развития есть такой раздел, он больше посвящен работе по линии гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, в значительно меньшей части - профилактике экстремизма и наркомании. Противодействию и профилактике общеуголовной преступности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности жителей городов внимание практически не уделяется. Возникает резонный вопрос: Почему? Чиновники не знают о проблеме или не считают её актуальной? Наверное, все же знают и о проблеме, и об её масштабах, с одной существенной оговоркой: они не считают эту проблему зоной своей ответственности. После того, как в ходе реформы МВД в 2011 году полицию полностью перевели в федеральное подчинение, местные власти посчитали, что теперь борьба с преступностью - это в полном объеме забота МВД России.
Да и не горят чиновники и депутаты органов местного самоуправления желанием создавать и финансировать собственную полицейскую службу. Скорее всего, они рассуждают так: создание муниципальной полиции — это лишь дополнительные расходы, а бюджеты многих муниципалитетов и без того дефицитные. Лучше направить эти деньги на решение текущих проблем и стратегических задач по формированию комфортной городской среды, а преступностью пусть МВД занимается. Вот только весьма сомнительно, что подобный односторонний подход приведет к положительным результатам.
Формирование комфортной городской среды невозможно без обеспечения должного уровня безопасности и законности на улицах и в других общественных местах.
Можно построить красивые детские площадки, облагородить дворы, парки, скверы, отремонтировать фасады домов, высадить клумбы и газоны. Можно отремонтировать набережные, проспекты и бульвары, сделать пешеходные улицы. Вот только будет ли эта городская среда по-настоящему комфортной, при отсутствии действенной системы обеспечения общественного порядка? Сидящие на улицах и детских площадках компании, распивающие алкоголь, курящие, громко выражающиеся не самыми литературными словами, оставляющие вокруг себя кучи мусора и там же справляющие свои естественные надобности никаких положительных эмоций у законопослушных граждан не вызывают.
Валяющийся на улицах и дорогах мусор, даже при наличии достаточного количества урн тоже уже давно никого не удивляет. Брошенные окурки, обертки от еды, бутылки и банки из-под напитков давно стали привычной частью городского пейзажа, усилий дворников порой хватает на лишь пару часов чистоты.
Видом разгромленных вандалами детских и спортивных площадок, поломанных деревьев и лавочек в городских парках, исписанных краской памятников, сломанных заборов также уже давно никого не удивить.
Наглядный пример: когда появляется новость о том, что муниципальными властями принято решение о замене в городе остановочных павильонов общественного транспорта на новые, то основная масса комментариев по этому поводу в соцсетях от жителей города сводится к тому, что ставить новые остановочные смысла нет - пройдет немного времени, и их разломают, испишут надписями и заклеят рекламой. Проходит несколько месяцев, и этот прогноз сбывается. Та же история и с фасадами зданий и жилых домов, когда управляющие компании или предприниматели проводят ремонт фасада, проходит неделя, и он снова весь исписан граффити, надписями порой не самого приличного содержания и заклеен рекламой.
Многие просто смирились со всем этим, как с некой естественной частью окружающей действительности считая, что ничего изменить уже нельзя. Однако проблема вполне решаема, если ей заниматься, но заниматься системно и целенаправленно, а не эпизодически, как это делается сейчас.
Очень многие из нас кто бывал за границей, часто приводят в пример некоторые зарубежные страны, где на улицах чисто и безопасно в любое время суток, где водители ездят по правилам, а мусор бросают только в урны. Пытаясь разобраться в причинах этого явления, многие указывают на то, что в этих странах за брошенный на улице окурок, надпись или наклеенное на стене объявление предусмотрены штрафы и эта мера сдерживает нарушителей. Но ведь в России все вышеперечисленные деяния тоже являются правонарушениями и за их совершение тоже предусмотрена ответственность, от административной до уголовной. Разница лишь в том, что в нашей стране система пресечения этих правонарушений не работает, и причина этого одна: у нас просто некому этим заниматься на постоянной основе.
Подобные проблемы были и в других странах, где приоритеты федеральной полиции не совпадали с целями местных властей. Там пошли по пути предоставления органам местного самоуправления права на создание муниципальной полиции, причем в реализации этого права за рубежом имеется масса положительных примеров.
Один из них - показательный пример, который мы уже частично рассматривали в одной из ранее опубликованных статей. Но тогда мы рассмотрели лишь то, как эффективная работа мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани и шефа городской полиции Уильяма Брэттона повлияла на ситуацию с преступностью в городе, когда за неполных 8 лет Нью-Йорк из одного из самых криминальных городов США превратился в один из самых безопасных. При этом мы не рассматривали ситуацию с другой стороны - к какому результату в экономике привели такие меры. А результат был и весьма впечатляющий.
За период с 1994 по 2001 годы в Нью-Йорке:
- уровень безработицы снизился на 58%;
- дефицит бюджета (2,4 млрд. долларов) был полностью ликвидирован;
- достигнут профицит бюджета в 2,9 млрд. долларов, притом, что сам бюджет вырос вдвое;
- туристический поток вырос на 45%;
- доля пустующей муниципальной собственности сократилась на 65%.
В дополнение к этому напомним, что за этот же период преступность в Нью-Йорке снизилась в среднем на 60%. Именно борьбу с преступностью и возвращение порядка на улицы города мэр Джулиани объявил основой своей стратегии, считая, что именно в этом корень экономических и социальных проблем. Достигнутые им и его командой результаты наглядно доказали, что он был прав. При этом штат городской полиции был увеличен на 20%, но, как можно увидеть из вышеприведенных цифр, городской бюджет от этого только выиграл.
Пример достаточно показательный, однако наши региональные чиновники и депутаты, судя по опубликованным «Стратегиям развития», не задумываются о том, что бы перенять имеющийся у других положительный опыт. А может, стоило бы задуматься?
Можно тщательно готовить почву, удобрять её, использовать хорошие семена и вовремя поливать, но если при этом не бороться с сорняками и насекомыми-вредителями, то увы, несмотря на все усилия, добиться хорошего урожая не получится.
Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация показывает, что существующая система обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в части решения вышеперечисленных проблем фактически не работает. Причин этому много, и разбирать их сейчас просто не имеет смысла. Поэтому единственным решением существующей проблемы является наделение органов местного самоуправления правом на создание муниципальной полиции, которая бы решала те проблемы, которые действительно волнуют горожан.
Из изложенного выше понятно, что в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности местные власти заинтересованы в первую очередь в усилении полицейского присутствия (плотности патрулирования) на улицах и в других общественных местах (парки, скверы, площади, мемориальные комплексы, центральные улицы и другие открытые места массового посещения жителей и гостей города). Эим объясняются задачи, которые местные власти могут поставить перед муниципальной полицией. Эти задачи решают проблемы профилактики и пресечения правонарушений, а именно:
- распития алкоголя в общественных местах;
- курения в местах, где это запрещено;
- выражения грубой нецензурной бранью;
- оставления мусора;
- незаконной рекламы;
- уличного вандализма (повреждения муниципального и частного имущества, зданий, сооружений, памятников и объектов общественного транспорта, детских и спортивных площадок, и др.). Помимо этого служба муниципальной полиции могла бы значительно упростить работу полицейских подразделений МВД России, приняв на себя часть задач по обеспечения общественного порядка, особенно в части мелких правонарушений.
Практика показывает, что создание муниципальной полиции, при грамотном управлении и правильной постановке задач, в перспективе способно не только окупить расходы на её создание и содержание, но и заработать на этом.
Регион, имеющий репутацию безопасного, как правило, развивается эффективнее, он более привлекателен для туристов и инвесторов, в нем растет доля качественного населения, идет интенсивное развитие промышленности, строительства и сферы услуг. А это новые рабочие места, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, улучшение демографической ситуации.
Есть над чем подумать.



фото с сайта «Аргументы и Факты»


Хочу выразить огромную благодарность за помощь в написании этой и других статей Семену Юлианову. В своем блоге Семен излагает свой взгляд на актуальные проблемы в деятельности правоохранительных органов нашей страны и делится историями из собственной практики. В его статьях объективные и критические суждения хорошо смешиваются с язвительными комментариями и искрометным юмором.
С Семеном я лично знаком уже много лет, это Профессионал с большой буквы, более четверти века отдавший службе в органах МВД и Прокуратуры.



статья была впервые опубликована 22 ноября 2018 года на канале Яндекс.Дзен
в связи с закрытием канала перенесена на сайт 27 марта 2019 года





Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню