У муниципалитетов нет денег на создание собственной полиции


Перейти к содержанию

часто встречающийся комментарий критиков инициативы, так ли это на самом деле, на что сейчас расходуются средства из бюджета выделяемые на безопасность, рассмотрим в этой статье

статья была впервые опубликована
06 марта 2018 года на канале Яндекс.Дзен

Как и было обещано, продолжаем отвечать на критические замечания, высказанные в адрес инициативы.



У муниципалитетов нет денег на создание собственной полиции

тоже часто встречающийся комментарий.
Наверное, это очень хорошо, что у нас так много граждан разбирается в экономике, муниципальном управлении, особенностях бюджетной политики и умеющих считать муниципальные деньги. Начнем с того, что деньги на создание и поддержание местных органов правопорядка у муниципальных властей есть и это немалые средства, в этом можно наглядно убедиться.
Для этого необходимо зайти на официальный сайт администрации города, в котором вы живете и посмотреть принятый на текущий или прошлый год городской бюджет, сейчас этот документ находится в открытом доступе и ознакомиться с ним может каждый желающий.
Найдите раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (раздел КБК 0300) и посмотрите, сколько денег ежегодно выделяется и расходуется по данной статье, суммы там немалые.
При этом напомню, что в нашей стране все правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФСВНГ, Прокуратура) на 100% финансируются из средств федерального бюджета, а не местного. Соответственно городские власти на их содержание из своего бюджета не тратят ни копейки.

На, что же расходуются средства из муниципальных и региональных бюджетов выделяемые по этой статье?
Чаще всего они расходуются на создание и функционирование различных полицейских суррогатов типа народных дружин, где всем их участникам из местного бюджета выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение, и предоставляются некоторые социальные льготы. Некоторые муниципалитеты пошли еще дальше, начали создавать муниципальные службы и предприятия по типу таких же полицейских суррогатов только уже на полном муниципальном содержании. В отличии от тех же добровольных народных дружин, которые юридически являются общественными организациями, сотрудники муниципальных предприятий уже являются полноценными работниками (а в ряде случаев муниципальными служащими) с которыми заключены трудовые договоры и выплачивается им уже не вознаграждение, а зарплата. В качестве примеров можно привести такие службы и предприятия как: «Муниципальная инспекция» в г.Шахты, «Муниципальная милиция» в Ижевске и Златоусте, «Муниципальная стража» в Вологодской и Белгородской областях.
Несмотря на то, что в уставах всех этих организаций в качестве основной задачи указано – оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности на территории города, по факту никакого реального влияния на ситуацию они не оказывают. У сотрудников данных организаций нет ни полномочий, ни возможностей для полноценной профилактики и пресечения преступлений и административных правонарушений, реагирования на обращения граждан о противоправных действиях. Действовать самостоятельно они не могут, да и в качестве вспомогательных сил для полиции МВД России их эффективность тоже вызывает серьезные сомнения.
Вообще реальные результаты деятельности всех существующих на текущий момент в нашей стране общественных и муниципальных организаций правоохранительной направленности находится на уровне статистической погрешности, проще говоря – этих результатов нет. Оппоненты, конечно же, оспорят это утверждение и приведут цифры официальной статистики, где будут сотни раскрытых преступлений и тысячи пресеченных административных правонарушений. Однако многие из тех кто ранее служил или в настоящее время проходит службу в подразделениях обеспечения общественного порядка полиции подтвердят, что все эти показатели недостоверны примерно на 95%, эти цифры просто приписали, для отчетности. Что касается оставшихся 5% то это преступления и административные правонарушения, которые были раскрыты и пресечены сотрудниками полиции МВД России, дружинники или муниципальные стражи и им подобные, при этом просто присутствовали, никакой полезной функции при этом не выполняя. Вся польза этих формирований состоит в том, что их участников иногда можно использовать в качестве понятых при осуществлении следственных действий либо в качестве дополнительных свидетелей совершения правонарушения. В другом качестве их использовать невозможно, полномочий и возможностей выполнять полицейские функции у них нет. Поэтому вся деятельность участников этих формирований ограничивается их присутствием в составе полицейских патрулей, сами же полицейские воспринимают это участие лишь в качестве дополнительного бесполезного балласта, от которого стараются побыстрее избавиться, за исключением случаев, когда это делается демонстративно, для журналистов или высокого руководства. Это связано с тем, что среди показателей, по которым подразделения МВД России ежегодно отчитываются, есть пункт – Работа с общественными формированиями правоохранительной направленности.
Многие, особенно представители старшего поколения, не согласятся с этими доводами и приведут в пример то, как это делалось во времена СССР, когда помощь Добровольных народных дружин действительно была хорошим подспорьем в деятельности милиции и их вклад в охрану правопорядка на улицах советских городов был достаточно весомым.
По моему мнению, и думаю многие со мной согласятся, это не совсем корректный пример для сегодняшнего дня. Дело в том, что СССР это была совершенно другая страна, где у жителей было принципиально иное отношение к закону и к представителям государственной власти, которые соблюдение этого закона контролировали. Помимо этого стоит учесть еще и тот факт, что возможностей и инструментов у государства для обеспечения общественного порядка в те времена было значительно больше.
Сейчас другая страна, другие законы, а у людей другие моральные ориентиры. Потому предлагаю исходить из реалий дня сегодняшнего, а не предаваться ностальгическим воспоминаниям о прошлом.
Как видите средства на обеспечение общественного порядка и безопасности у муниципалитетов есть, вот только расходуются они на содержание различного рода полицейских суррогатов, о которых написано выше. По факту эти деньги, а в масштабах страны это миллиарды рублей, расходуются впустую, потому как идут на финансирование организаций и общественных формирований которые никакого положительного влияния на криминогенную обстановку в городах не оказывают. Помимо собственных средств администрация муниципалитетов под конкретные программы повышения уровня безопасности граждан может получить региональные и федеральные целевые субсидии.
При этом расходование этих средств будет нести в себе помимо правоохранительной еще и социальную функцию. Будут созданы десятки, а где-то и сотни рабочих мест, а это тоже экономия, на пособиях по безработице и социальных дотациях для безработных. К тому же 13% от фонда отплаты труда вернутся обратно в бюджет в виде подоходного налога.
Если заглянуть немного дальше, то финансовая выгода может быть еще больше, учитывая то, что муниципальная полиция может неплохо экономить бюджетные деньги, в первую очередь за счет пресечения деятельности хорошо знакомых многим «городских вандалов» которые считают своей миссией разрушение всего вокруг и преимущественно это объекты муниципального имущества. Такие как остановки общественного транспорта, памятники, объекты уличного освещения, клумбы, заборы, открытые детские и спортивные площадки, лавочки, навесы и декоративные объекты в парках и скверах.
Немалые средства сейчас тратятся на устранение последствий подобной разрушительной «деятельности».
Помимо этого, муниципальная полиция будет заниматься выявлением и пресечением столь непопулярных в МВД (не идут в отчетность) местных административных правонарушений. А именно эти правонарушения для жителей городов являются одними из главных раздражителей. Это припаркованные на газонах и детских площадках машины, ночные дискотеки в квартирах и на улицах, уличные «художники» разрисовывающие и покрывающие надписями не всегда цензурного содержания стены домов, расклейщики рекламы, а также лица считающие подъезды домов и улицы своим персональным туалетом.
Напомню, что штрафы за нарушение местных законов полностью поступают в местный бюджет.
Также нужно учитывать и тот факт, что содержание муниципальной полиции не так затратно как кажется на первый взгляд, в первую очередь за счет её небольшой численности. В одной из предыдущих статей был приведен пример штатной численности подразделения муниципальной полиции на примере города с населением около 350 тысяч жителей. Штатная численность отдела муниципальной полиции составила 98 сотрудников, при фактическом выходе на охрану общественного порядка, не менее 15 полицейских нарядов в сутки. Для сравнения, подразделение МВД России по такому городу имеет штатную численность около 1000 сотрудников.
При этом для нашей страны вполне подойдет опыт Чехии в данном вопросе, где вполне успешно существует практика создания межмуниципальных подразделений местной полиции, действующих на основе соглашений между несколькими муниципалитетами. Более подробно мы рассматривали данный вопрос в этой статье. Если кратко то, подобная система организации позволяет экономить от 20 до 30% на содержании подразделения муниципальной полиции и что важно, без потери в качестве его работы.
В дополнение к вышесказанному хотелось бы добавить, что многие оценивают создание муниципальной полиции лишь в качестве потребителя бюджетных денег, а это ошибочное суждение. Затраты на обеспечение порядка и безопасности города, это перспективные инвестиции в его развитие, которые в будущем позволят не только окупиться, но и прилично пополнить городской бюджет.
Общественный порядок и безопасность важнейшая составляющая экономики любого муниципального образования или региона. Город, в котором опасно - не развивается, перспективное население его покидает, из него уходят инвесторы и предприниматели. Когда же городские власти понимают важность этой составляющей и уделяют этому вопросу достаточно внимания, то и результаты не заставят себя ждать. Это утверждение наглядно доказал и подробно описал в своей книге Рудольф У. Джулиани, бывший мэром Нью-Йорка в период с 1994 по 2001 год.
Если кратко то Джулиани принял город, который тот момент имел славу самого криминального города США, экономические показатели Нью-Йорка тоже показывали стабильную динамику снижения, бюджет города имел огромный дефицит. Первое с чего начал Джулиани было укрепление городской полиции и борьба с преступностью. Как результат, за 8 лет своего пребывания на посту мэра Нью-Йорк стал одним из самых безопасных городов США, динамика экономического развития города изменилась с отрицательной на положительную и стабильно показывала более высокие, чем в среднем по США, темпы экономического роста. Более подробно, этот пример, мы обязательно разберем в отдельной статье.
Напоследок хотелось бы спросить у тех, кто любит считать деньги – А сколько стоит жизнь или здоровье человека?
Того человека, который был забит до смерти уличной шпаной за то, что он не так посмотрел на них или не дал им закурить. Или того подростка, которому отморозки из уличной банды сломали позвоночник с целью забрать у него телефон или велосипед, и он стал инвалидом до конца жизни. Или той девушки, которая стала жертвой группового изнасилования, когда по пути домой наткнулась на пьяную компанию. Таких примеров много, порой достаточно открыть раздел криминальной хроники в новостях.
Да, всех спасти невозможно, с этим трудно не согласиться. Но даже если, появление муниципальной полиции сможет спасти одну жизнь, не позволит искалечить одну судьбу то, наверное, это с лихвой окупит все затраченные на её создание и деятельность деньги.



Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню