Муниципальная полиция в Республике Казахстан


Перейти к содержанию

рассмотрим пример с созданием Местной полицейской службы органов внутренних дел - Жергілікті полиция қызметі в Республике Казахстан, функции, задачи, перспективы развития и выводы

Муниципальная полиция в Казахстане

Муниципальная полиция в Республике Казахстан

продолжаем тему зарубежного опыта в создании и деятельности муниципальной (местной) полиции на территории стран бывшего СССР, в этой статье рассмотрим опыт наших соседей из Казахстана.
Сразу отмечу, что эксперимент по созданию муниципальной полиции в Казахстане был начат сравнительно недавно (статья была впервые опубликована в феврале 2018 года), в январе 2016 года.

Местная полицейская служба - Жергілікті полиция қызметі (каз)
правовой статус новой структуры МВД Казахстана утвердил Закон от 02 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности местной полицейской службы». Согласно данного документа с 01 января 2016 года на всей территории Республики начинает действовать Местная полицейская служба (далее МПС).
Сразу стоит обратить внимание на тот, факт, что МПС является составной частью МВД Республики, а не органов местного самоуправления. Соответственно слово «Местная» в её названии уже звучит достаточно условно.
Согласно закона назначение на должность руководителя МПС субъекта и освобождение от неё осуществляет Аким* с согласия депутатов Маслихата**. Он вправе ставить перед МПС задачи по обеспечению охраны общественного порядка и требовать их исполнения. Руководитель МПС отчитывается не реже двух раз в год – перед Акиматами*** и Маслихатами и один раз в год – перед населением.
Основным документом, регулирующим деятельность МПС является «Положение о местной полицейской службе органов внутренних дел» утвержденное постановлением правительства Казахстана.
В состав МПС входят не все полицейские структуры, согласно закона к ней относятся следующие службы:
- участковых инспекторов полиции;
- по делам несовершеннолетних;
- по защите женщин от насилия;
- дорожно-патрульной полиции;
- природоохранной полиции;
- приемников-распределителей и специальных приемников.

Функции и задачи:
Подразделения МПС в пределах своей компетенции:
- осуществляют комплекс мер, направленных на выявление, изучение, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- осуществляют комплекс мер по охране общественного порядка;
- осуществляют государственный контроль и надзор за дорожным движением и обеспечением его безопасности;
- осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;
- осуществляют расследование уголовных проступков (преимущественно небольшой тяжести);
- обеспечивают прием и условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту и лиц, не имеющих определенного места жительства либо документов, удостоверяющих личность;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
А также в пределах своей компетенции выполняют иные задачи, которые ставят перед МПС акимы субъектов.
Исходя из перечня возложенных задач, МПС обладает полномочиями не только заниматься профилактикой и пресечением преступлений и административных правонарушений, но и осуществлять процессуальные действия и принимать решения по административным и уголовным делам.
Однако, несмотря на то, что МПС финансируется за счет средств местного бюджета субъекта, она продолжает оставаться составной частью МВД Казахстана.

Вывод (был опубликован в феврале 2018 года)
по моему мнению, созданием Местной полицейской службы в таком формате, МВД Казахстана решило повторить печальный опыт МВД России двадцатилетней давности. Тогда в конце 90-х годов российскую милицию тоже разделили по типу финансирования, когда часть сотрудников финансировалась за счет средств местного бюджета, однако при этом сотрудники милиции хоть и получали зарплату от местных властей, но находились в составе МВД России и подчинялись в первую очередь приказам министерства.
Такая ситуация часто приводила к возникновению конфликтов между местными властями и руководством МВД, в части выяснений чьи указания для территориальных отделов и управлений МВД имеют первостепенное значение. Конец всем этим выяснением отношений положил лишь ФЗ «О полиции» который безапелляционно подчинил все полицейские структуры МВД России, без каких либо оговорок.
Я считаю, что любая форма двоевластия особенно в силовых структурах только мешает. В большинстве стран, где муниципальная и государственная полиция существуют параллельно, они четко разделены не только по источнику финансирования, но и по системе подчинения. Государственная полиция подчиняется только МВД, муниципальная полиция только органам местного самоуправления.
Двойственность в системе управления уже не раз доказывала свою полную несостоятельность, это как корабль под командованием сразу двух капитанов, его судьба всегда предсказуема, он либо идет ко дну, либо садиться на мель.

Дополнение к ранее опубликованному выводу (июль 2019 года)
судя по сообщениям в СМИ, ситуация с развитием местной полицейской службы в Казахстане столкнулась с теми же проблемами, что и её предшественники в нашей стране. О них я уже писал в первом выводе, который был на момент первой публикации статьи в феврале 2018 года. Судя по всему, уже тогда между руководством МПС и их коллегами в территориальных Департаментах МВД Казахстана начали возникать серьезные разногласия, что неудивительно при реализации модели местной полицейской службы, использующей систему двойственного управления. При этом, исходя из этих сообщений СМИ, МВД Казахстана начало планомерно сокращать полномочия местных властей и увеличивать собственную роль в системе управления МПС. Таким образом, МПС фактически вернулась в состав МВД Республики, лишь номинально сохранив слово «Местная» в своем названии. Но и это продлилось недолго. Окончательную точку в судьбе Местной полицейской службы Казахстана поставило Постановление Правительства РК № 37 от 07.02.2019 года. Этим постановлением было признано утратившим силу «Положение о местной полицейской службе органов внутренних дел», то есть основного документа, который регламентировал деятельность МПС.
Думаю, что историю Жергілікті полиция қызметі на текущий момент можно считать законченной. Будет ли у неё продолжение - пока неизвестно. В любом случае, я буду внимательно следить за ситуацией.



определения:
* Аким - руководитель исполнительной власти субъекта, представитель Президента и Правительства республики в субъекте;
** Маслихат – представительный орган субъекта (парламент, дума);
*** Акимат – орган исполнительной власти субъекта (администрация).

Фото взято с сайта МВД Республики Казахстан.



статья была впервые опубликована 23 февраля 2018 года на канале Яндекс.Дзен
в связи с закрытием канала перенесена на сайт 27 марта 2019 года
последнее изменение внесено 08 июля 2019 года








Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы так же можете в нашей группе




Знаете больше о службе муниципальной полиции Казахстана? Хотите рассказать?
присылайте свои статьи по адресу mail@municipal-police.ru
мы обязательно их опубликуем


Назад к содержанию | Назад к главному меню