Пояснительная записка к законопроекту О муниципальной полиции в РФ



цель законопроекта, его актуальность и практическая значимость, круг лиц, состояние законодательства в данной сфере, основные положения, прогноз возможных последствий, затраты бюджета на его реализацию

 Общественная инициатива о создании в России службы муниципальной (местной) полиции

Пояснительная записка
к проекту федерального закона
«О муниципальной (местной) полиции в Российской Федерации»


1. Цель законопроекта:

Предоставить возможность органам местного самоуправления муниципальных образований, в порядке реализации права, закрепленного ст. 132 Конституции РФ принимать практические меры для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности граждан, путем создания в составе администраций муниципальных образований подразделений муниципальной (местной) полиции, непосредственно подчиненных главам этих администраций и содержащимся за счет средств местных бюджетов.

2. Актуальность и практическая значимость законопроекта:

Согласно мониторинга общественного доверия к полиции, проведенного ВНИИ МВД России уровень доверия граждан к полиции составляет чуть более 45%, оценка гражданами эффективности работы правоохранительных органов еще ниже и составляет 44,4%*.

* источник: официальный сайт МВД России, Таблица 1, показатели 3 и 4.


За последние годы, МВД России уже дважды производило сокращение штатной численности и с высокой долей вероятности, можно предположить, что в ближайшие время, эти процессы будут продолжены. Однако при этом нагрузка на полицию только возрастает. Согласно статистики опубликованной на официальном сайте МВД России, за период с 2012 по 2017 год (в дальнейшем этот показатель, по неизвестным причинам перестали включать в публичную отчетность) количество обращений граждан в органы внутренних дел возросло более чем на 20%, при этом количество сообщений, по которым были возбуждены уголовные дела составляет в среднем около 6,5% от общего числа. Это означает, что основная часть обращений не требует проведения следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, она требует именно быстрого реагирования, разбирательства в происшествии на месте и купировании конфликта не дав ему перейти в стадию преступления. Эти задачи выполняют преимущественно строевые подразделения МВД и ФСВНГ России, такие как патрульно-постовая служба полиции, дорожно-патрульная служба ГИБДД и вневедомственная охрана Росгвардии (далее - строевые подразделения).
Помимо этого, растет количество мероприятий с массовым пребыванием граждан, культурных, спортивных, политических, общественный порядок в период проведения, которых так же в основной части ложиться на сотрудников строевых подразделений правоохранительных органов.
Штатная численность строевых подразделений за последние 10 лет не увеличивалась, и в ближайшее годы МВД России не планирует увеличения их штатной численности по причине дефицита бюджета.
Таким образом учитывая растущую на строевые подразделения нагрузку, ситуация с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности будет только ухудшаться. Несмотря на статистические показатели, размещенные на сайте МВД России, согласно которых, за последние несколько лет, количество преступлений, совершенных на улицах и в других общественных показывает устойчивую динамику к снижению. Однако, это не заслуга органов внутренних дел, а статистическое искажение, вызванное 2 факторами:
1. Декриминализации ряда статей УК РФ, в первую очередь ст. 116 (побои) и части состава по ст. 158 УК РФ (кража). «Снижение» началось именно в 2016 году, когда были приняты Федеральные законы № 323-ФЗ и № 326-ФЗ декриминализирующие ряд статей УК (для примера в 2015 году, количество преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах возросло более чем на 10%.).
2. Ограничения в передвижении граждан, вызванные пандемией коронавируса в 2020-2021 годах.
Таким образом, фактическая ситуация с правонарушениями на улицах и в других общественных местах в лучшую сторону не изменилась, данная проблема продолжает оставаться актуальной.
Создание органами местного самоуправления подразделений муниципальной полиции, наделенных частью государственных полномочий, финансируемых за счет средств местного бюджета и находящихся в оперативном подчинении администрации муниципальных образований сможет в значительной степени разрешить данную проблему.
Эффективное использование сил и средств подразделений муниципальной полиции сможет:
- значительно увеличить плотность полицейских патрулей на улицах и в других общественных местах;
- значительно увеличить скорость (оперативность) реагирования полиции на обращения граждан;
- значительно увеличить возможности центров управления нарядами при раскрытии преступлений «по горячим следам»;
- позволить органам местного самоуправления самостоятельно обеспечивать общественный порядок при проведении большинства мероприятий с массовым пребыванием граждан, тем самым серьезно разгрузить территориальные подразделения МВД России, которые сейчас вынуждены отвлекать для этого значительные силы и средства;
- обеспечить МВД России наличие действующего, подготовленного, вооруженного, мобильного резерва сил и средств на случай возникновения ЧС и введения режима КТО.
Помимо этого создание подразделений муниципальной (местной) полиции позволит более эффективно использовать средства бюджета муниципальных образований, выделяемых по статье бюджета «Профилактика правонарушений и экстремизма». В настоящее время значительная доля этих средств тратится на создание и обеспечение деятельности различных общественных формирований правоохранительной направленности (добровольные народные дружины, гражданские патрули и т.п.). Однако по факту все эти «полицейские суррогаты» никак не влияют на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. У данных формирований нет практически никаких правовых полномочий даже против мелких правонарушителей, а в ситуациях столкновения с агрессивными группами или вооруженными правонарушителями такие «дружинники» скорее сами станут жертвами преступников, чем защитят от них других граждан.
Основой проекта Федерального закона «О муниципальной полиции в Российской Федерации» послужил Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции». Для муниципальной полиции сохранены обязанности, полномочия, и права в части обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах, оперативное реагирование на сообщения и обращение граждан о преступлениях и административных правонарушениях, их пресечение, доставление лиц их совершивших в органы внутренних дел. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий различного характера, оказание содействия полиции и другим правоохранительным органам в розыске подозреваемых, лиц, пропавших без вести, похищенного имущества и транспорта.
Вместе с тем для муниципальной полиции не предусмотрены полномочия по осуществлению дознания и следствия, осуществлению части оперативно-розыскных мероприятий, проверок предпринимательской и иной деятельности отнесенной законом к сфере ответственности органов внутренних дел, экспертно-криминалистической деятельности, лицензионно-разрешительной работы, административному надзору, охранно-конвойной службе, содержанию под стражей и ряда иных задач и функций, возложенных на МВД России.
Фактически в предлагаемом проекте Федерального закона, на муниципальную полицию возлагаются обязанности и полномочия предусмотренные для патрульно-постовой службы полиции, с частью функций дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России (выявление и пресечение административных правонарушений в том числе по линии ПДД) и вневедомственной охраны ФСВНГ России (охрана административных зданий и служебных помещений органов местного самоуправления).
Муниципальная полиция в законопроекте рассматривается как составная часть структуры местной администрации, которая непосредственно подчиняется главе муниципального образования. Это обеспечит должную расстановку приоритетов в вопросах обеспечения общественного порядка и общественной безопасности с учетом мнений и требований жителей муниципального образования. Начальник муниципальной полиции назначается на должность и освобождается от неё главой администрации муниципального образования.
Сотрудники муниципальной полиции должны относиться к особой категории муниципальных служащих (поправка в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ) наделенных частью государственных полномочий. Это не противоречит законодательству так как регламентировано ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации. Поскольку выполнение возложенных на муниципальную полицию задач по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности предполагает применение ряда государственных полномочий, таких как применение оружия, физической силы и специальных средств, временное ограничения в правах, принудительное доставление и иных мер принуждения, то основная часть вопросов её организации и деятельность должна регулироваться федеральным законом. Помимо этого, для создания единого для всей России формата муниципальной полиции, ряд вопросов по организации и деятельности данной службы, должны быть отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.

3. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования:

В настоящее время вопросы организации и деятельности подразделений муниципальной полиции органов местного самоуправления муниципальных образований законодательством Российской Федерации не отрегулированы.
При этом, ст. 132 Конституции Российской Федерации и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года предполагают наделение органов местного самоуправления таким правом. Однако п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно ст. 83 этого же закона – «вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции» (милиции - устаревшее название, действовавшее на момент принятия ФЗ).
С момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и по настоящее время, закон, определяющий порядок организации и деятельности муниципальной полиции так и не принят, соответственно п. 9 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного закона так и не введен в действие.

4. Круг лиц, на которых направлено действие законопроекта:

- граждане России всех возрастов и социальных групп;
- сотрудники органов местного самоуправления муниципальных образований;
- сотрудники МВД и ФСВНГ России.

5. Основные положения законопроекта:

Законопроект состоит из 11 глав, объединяющих 42 статьи.
В главе 1 законопроекта, разъяснены нормы, раскрывающие понятие муниципальной полиции, ее назначение, функции и правовые основы деятельности.
Основным назначением муниципальной признается обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в границах соответствующего муниципального образования.
С учетом названного, законопроект определяет семь основных направлений деятельности муниципальной полиции указанных в ст. 2 законопроекта:
1) защита личности и общества от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений;
4) розыск лиц;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
Законопроект также предусматривает, что подразделения муниципальной полиции при необходимости могут выполнять задачи по обеспечению охраны объектов муниципальной собственности. Помимо этого, на неё возлагаются задачи по обеспечению реализации и контроля, за выполнением решений органов местного самоуправления в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
В главе 2 законопроекта, раскрыто содержание принципов деятельности муниципальной полиции. В качестве основных, в законопроекте (по аналогии с полицией МВД России) признаются:
- соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- беспристрастность;
- открытость и публичность;
- общественное доверие и поддержка граждан;
- взаимодействие и сотрудничество;
- использование современных технологий и информационных систем.
В главе 3 законопроекта, разъяснены права сотрудников муниципальной полиции и возложенные на них обязанности.
Законопроект возлагает на муниципальную полицию обязанности по приему, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и иных происшествиях на территории муниципального образования, оперативному реагированию на эти сигналы в пределах своей компетенции. При этом обязанности по регистрации, разрешению и принятию процессуальных решений по этим сообщениям остается за МВД России и другими уполномоченными органами внутренних дел. Также законопроект возлагает на муниципальную полицию обязанности по обеспечению общественного порядка на улицах и других общественных местах, профилактике, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, когда их состав или намерения лиц планирующих их совершение очевидны.
Оказанию помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
Совместно с органами местного самоуправления, представителями государственных органов исполнительной власти и другими правоохранительными органами, обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность при проведении мероприятий (общественных, политических, спортивных, культурных и т.п.) с массовым пребыванием граждан, а также в период проведения выборов и избирательных компаний.
Помимо этого, в обязанности муниципальной полиции вменяется оказание помощи подразделениям МВД России и другим правоохранительным органам в осуществлении их обязанностей. При определении прав муниципальной полиции автор законопроекта исходил из возложенных на неё задач и обязанностей, для выполнения, которых сотрудники должны быть наделены соответствующими правами и полномочиями.
Статья 13 законопроекта, устанавливает для сотрудников муниципальной полиции, следующие основные права:
- оперативное реагирование на сообщения граждан о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и иных происшествиях;
- пресечение, в том числе с использованием мер принуждения, преступлений и административных правонарушений;
- предъявление к гражданам требований о прекращении противоправных действий и надлежащем поведении;
- проверка документов, удостоверяющих личность, и иных документов в случаях, определенных законом, при выявлении в ходе таких проверок лиц, находящихся в розыске доставление их в органы внутренних дел или иные учреждения;
- контроль за соблюдением общественного порядка на улицах и в других общественных местах, в том числе при проведении мероприятий с массовым пребыванием граждан;
- доставление граждан, в том числе принудительное в предусмотренных законом случаях в помещения органов внутренних дел для разбирательства и принятия процессуального решения;
- фиксирование и документирование выявленных фактов административных правонарушений для последующей передачи в органы внутренних дел или иные уполномоченные государственные органы;
- оказание содействия органам внутренних дел и иным уполномоченным государственным органам исполнительной власти в осуществлении задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера, поддержанию режимов чрезвычайного положения и контртеррористической операции на территории обслуживания.
Также муниципальной полиции предоставляются права на проведение профилактических мероприятий в пределах её компетенции, разработку и внесение в органы местного самоуправления предложений по улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания и усилению защиты граждан и организаций от преступных посягательств.
Вместе с тем у муниципальной полиции отсутствуют полномочия по осуществлению дознания и следствия, проведению части оперативно-розыскных мероприятий, проверок предпринимательской деятельности, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности. Помимо этого, она не обладает правом принятия процессуальных решений и решений по делам об административных правонарушениях, задерживать и содержать под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административных правонарушений.
Более подробно права муниципальной полиции в сравнении с правами полиции МВД России изложены в Приложении № 1 к настоящей Пояснительной записке.
В главе 4 законопроекта, разъяснены права сотрудников муниципальной полиции на применение в установленных законом случаях и исключительно для выполнения возложенных на них обязанностей, отдельных мер государственного принуждения. Статья 14 законопроекта, устанавливает муниципальной полиции право - временно на срок не более двух часов ограничивать свободу и доставлять в органы внутренних дел, в том числе принудительно лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они причастны к совершению преступлений или административных правонарушений, при этом принятие процессуального решения в отношении доставленных лиц и их действий остается в компетенции полиции МВД России.
Статья 15 законопроекта, устанавливает муниципальной полиции право - входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории только в случаях и порядке предусмотренных законом. К таким случаям относятся:
- для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
- для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- для пресечения преступления.
Также статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований для такого проникновения и порядок действий сотрудников направленный на минимизацию возможного ущерба от таких действий.
Помимо этого, в статье указаны возложенные на сотрудников обязанности, связанные с использованием вышеуказанных мер.
Статья 16 законопроекта, устанавливает муниципальной полиции право осуществлять в случаях, предусмотренных законом и исключительно в целях выполнения, возложенных на неё обязанностей - оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.
Законопроект предусматривает применение подобных мер в следующих случаях:
- при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
- при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
- при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- при проведении контртеррористической операции, если подразделения муниципальной полиции задействованы в её проведении на основании приказа уполномоченного государственного органа управления режимом контртеррористической операции на территории муниципального образования, обслуживаемого этим подразделением;
- при проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.
Помимо этого в статье указаны возложенные на сотрудников обязанности, связанные с использованием вышеуказанных мер.
Статья 17 законопроекта, устанавливает для муниципальной полиции право для выполнения возложенных на нее обязанностей осуществлять использование информации из банков данных о гражданах. Данная статья регламентирует возможность использования в повседневной деятельности информации о гражданах, похищенном имуществе и транспорте содержащейся в специализированных банках данных МВД России. При этом, сама служба не обладает правом создания банков данных, хранения и обработки подобной информации. Порядок доступа её сотрудников к информации из банков, данных МВД России устанавливается совместным приказом руководителей территориальных подразделений муниципальной полиции и МВД России.
В главе 5 законопроекта, разъяснен порядок применения и использования сотрудниками муниципальной полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Установленный главой порядок полностью идентичен порядку, предусмотренному Федеральным законом № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции» для сотрудников полиции МВД России, за исключением применения части специальных средств, которые не состоят на вооружении муниципальной полиции, таких как: водометы, средства разрушения преград, бронемашины, служебные животные, специальные окрашивающие и маркирующие средства, средства принудительной остановки транспорта.
В главе 6 законопроекта, разъяснено определение правового положения – Сотрудник муниципальной полиции. Он относиться к особой категории муниципальных служащих (потребует внесения изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ) наделенных рядом государственных полномочий, особыми правами, гарантиями правовой защиты и имеющих не классные чины, а специальные звания. Помимо этого, в отношении её сотрудников действуют особые ограничения, связанные со службой и ответственность за их нарушение.
Статья 25 законопроекта, содержит общие определения статуса сотрудника муниципальной полиции, требований, прав и обязанностей. Эта же статья устанавливает, что её сотрудники несут службу в форменной одежде. Образцы форменной одежды сотрудников утверждаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а знаки различия нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования. Законопроект предполагает, что форменная одежда будет во многом идентична форменной одежде подразделений МВД России, образцы которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2011 № 835. Знаки различия должны быть идентичны знакам различия МВД России по форме, но отличаться по содержанию, в части:
- «ПОЛИЦИЯ» заменено на «МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ»;
- «МВД России» заменено на полное юридическое название муниципального образования, например, «Городской округ Нижний Новгород»;
- герб МВД России заменен на флаг муниципального образования;
- символика ведомственных подразделений МВД России на символику (герб) муниципальной полиции.
Статья 26 законопроекта, предусматривает наличие у сотрудников муниципальной полиции специальных званий, их количество меньше чем в МВД России, отсутствует рядовой состав и высший командный состав, так же отсутствует часть званий у других составов. Это связано с более простым в сравнении с МВД России штатным расписанием.
Статья 27 законопроекта, устанавливает основные должностные обязанности сотрудника муниципальной полиции в части необходимых знаний, соблюдения законности и субординации, внутреннего трудового распорядка, декларирования доходов. Также ч. 2 данной статьи её сотрудникам предписывается оказание помощи гражданам в любое время и в любом месте в границах муниципального образования независимо от того, на службе он в данный момент или нет.
Статья 28 законопроекта, определяет основные права сотрудников муниципальной полиции связанные с прохождением службы. Их права на обеспечение необходимых условий службы, ознакомления с регламентирующими его деятельность НПА, нормальную продолжительность рабочего времени, оплату труда, обеспечения всеми видами имущества, защиту персональных данных, продвижение по службе, обязательное страхование, государственную защиту его и семьи, пенсионное обеспечение и другие права, гарантированные законодательством.
Статья 29 законопроекта, определяет основные гарантии правовой защиты сотрудника муниципальной полиции. Законопроект гарантирует её сотрудникам защиту закона и государства при выполнении ими служебных обязанностей. Определяет порядок подчинения при выполнении служебных обязанностей, перечень должностных лиц которым они подчинены, защиту от принуждения к исполнению приказов, содержание которых явно противоречит законодательству Российской Федерации. Устанавливает, что законные требования сотрудника муниципальной полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником служебных обязанностей, оскорбление, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с выполнением им служебных обязанностей, либо невыполнение его законных требований влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Также статья устанавливает гарантии государственной защиты жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника муниципальной полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Помимо этого, меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника муниципальной полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.
Статья 30 законопроекта, устанавливает возможность привлечения сотрудника муниципальной полиции к дисциплинарной и иным формам ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Статья 31 законопроекта, устанавливает право сотрудников муниципальной полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).
Статья 32 законопроекта, устанавливает ответственность сотрудника муниципальной полиции за его действия (бездействие), за отдаваемые им приказы и распоряжения, а также за принесенный данными действиями (бездействием) ущерб.
В главе 7 законопроекта, разъясняются вопросы прохождения службы в подразделениях муниципальной полиции. Исходя из содержания ст. 33 законопроекта они относятся к нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления регулирующим данные вопросы, что подразумевает создание в качестве единого нормативного акта, утвержденного Постановлением Правительства РФ «Положения о порядке прохождения службы в муниципальной полиции».
В главе 8 законопроекта, устанавливается, что оплата труда сотрудников муниципальной полиции устанавливается в виде денежного содержания. Обеспечение денежным содержанием сотрудника осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Конкретные размеры должностных окладов, иные дополнительные и стимулирующие выплаты устанавливаются органами местного самоуправления муниципального образования, в состав которых входит подразделение муниципальной полиции.
Статья 35 законопроекта, устанавливает, что на сотрудников и служащих муниципальной полиции распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом Российской Федерации «О муниципальной службе». Помимо этого, для сотрудников и служащих органами местного самоуправления муниципального образования в состав которого входит подразделение могут быть установлены дополнительные гарантии и компенсации. Указанные дополнительные гарантии и компенсации устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования, условиями контрактов о прохождении службы в муниципальной полиции, коллективными договорами и соглашениями.
В главе 9 законопроекта, законопроект устанавливает, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности, включая гарантии социальной защиты сотрудников, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам муниципальной полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивается за счет средств бюджета муниципального образования в состав которого входит подразделение.
В главе 10 законопроекта, законопроект предусматривает порядок контроля за деятельностью муниципальной полиции:
1. Общественный контроль – предусматривает контроль со стороны граждан и общественных организаций, путем создания общественных советов и комиссий. Помимо этого, предусматривается контроль со стороны Общественной палаты Российской Федерации, и общественной палаты субъекта, по месту деятельности подразделения.
2. Судебный контроль и надзор - предусматривает надзор за деятельностью муниципальной полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3. Прокурорский надзор – предусматривает надзор за исполнением муниципальной полицией законов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством Российской Федерации. Помимо этого законопроект предусматривает, что действия (бездействие) сотрудника, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
В главе 11 законопроекта «Заключительные положения», законопроект предусматривает поэтапное вступление закона в силу:
1) на территории муниципальных образований, перечень которых устанавливается Указом Президента Российской Федерации, через 10 дней с момента его официального опубликования;
2) на всей территории Российской Федерации, через 5 лет с момента его официального опубликования.
Это необходимо для разработки эффективного механизма реализации закона, пригодного для применения по всей территории России. Изначально Указом Президента определяются: один или несколько муниципальных образований, где в порядке эксперимента закон вступает в силу и органами местного самоуправления начинается его реализация. В течении пяти лет рассматриваются результаты его реализации, выявляются правовые пробелы, вносятся соответствующие поправки как в закон, так и сопутствующие ему нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как результат через 5 года сам закон и пакет сопутствующих нормативных правовых актов будет доработан с учетом практики его применения в течении этих лет, будет устранено большинство проблемных моментов, доработаны действующие и приняты недостающие нормативные правовые акты.

6. Прогноз возможных социально-экономических и (или) иных последствий принятия нового закона.

Принятие законопроекта и создание в муниципальных образованиях (особенно тех где высокий уровень преступности) подразделений местной полиции:
- предоставит органам местного самоуправления возможность практической реализации права, закрепленного ст. 132 Конституции Российской Федерации;
- значительно снизит количество преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах, а такие преступления и происшествия, как правило вызывают наибольший резонанс в обществе;
- значительно повысит раскрываемость преступлений «По горячим следам»;
- значительно сократит время оперативного реагирования на сообщения граждан о преступлениях, административных правонарушениях и иных происшествиях;
- укрепит законность и правопорядок.
Увеличение количества полицейских патрулей на улицах и в других общественных местах (плотности патрулирования), особенно там, где ранее их было недостаточно, а также повышение скорости (оперативности) реагирования полиции на сообщения и обращения граждан, способствуют повышению уровня доверия населения к полиции.
Не менее важным результатом будет и то, что граждане будут чувствовать себя в большей безопасности на улицах и в общественных местах, что само по себе серьезно снижает т.н. «градус напряжения в обществе». Так же снизится количество фактов уничтожения и повреждение муниципального и иного имущества, являющегося элементами благоустройства городов, объектов исторического наследия, культурного, спортивного или общественного назначения*.


* памятники архитектуры, зеленые насаждения, клумбы, газоны, лавочки, скульптуры, элементы освещения, декоративные покрытия, спортивные площадки, детские городки, общественные пространства и т.п.


Репутация «Безопасного города» положительно влияет на его туристическую, социальную, деловую и инвестиционную привлекательность, что в свою очередь дает положительный импульс развитию города по всем основным направлениям.
Помимо этого, за счет усиления контроля снизится уровень смертности и травматизма, в том числе дорожно-транспортного. Это обеспечивается за счет выполнения, возлагаемых на муниципальную полицию задач, по максимальной открытости её деятельности. Не скрытного, а наоборот демонстративного обозначения своего присутствия на улицах и в других общественных местах, а также автомобильных дорогах, вблизи мест концентрации ДТП, тем самым, пресекая намерения отдельных лиц совершить преступление или административное правонарушение, а в случае его совершения незамедлительно реагируя.
Создание местной полиции позволит значительно разгрузить сотрудников территориальных подразделений МВД России, которые практически постоянно вынуждены работать в усиленном варианте, что сказывается как на качестве их работы, так и на их отношение к службе.
В целом создание такого института как муниципальная полиция должно значительно приблизить правоохранительную деятельность к потребностям граждан. Сформировать новые каналы связи общества и правоохранительных органов. Создать благоприятные условия для реализации стратегии социального партнерства, предполагающих обстановку взаимопонимания, доверия, взаимной поддержки и сотрудничества. Все это будет способствовать росту правовой активности граждан, а в конечном итоге - повышению эффективности функционирования всей правоохранительной системы нашей страны.

7. Затраты федерального бюджета на реализацию законопроекта

Основным источником финансирования, на первом этапе (эксперимент), должна стать федеральная дотация. Подобный проект для нашей страны явление новое, а главное отвечающее актуальному общественному запросу. Предлагаемый проект, это комплекс перспективных, а главное реальных, мер и действий, основанных на успешном зарубежном опыте, адаптированных и доработанных под условия применения в нашей стране. Однако, как любое нововведение, предлагаемая модель, потребует проверки, её эффективности в форме эксперимента, на примере одного, отдельно взятого региона или даже города. Срок проведения такого эксперимента от 3 до 5 лет. Учитывая прямую заинтересованность органов федеральной власти, в проведении такого эксперимента, это дает возможность органам местного самоуправления запросить, федеральную дотацию на его проведение. Данная дотация должна будет покрыть расходы на проведение эксперимента в полном объеме.
Вспомогательные источники – это уже имеющиеся (в т.ч. запланированные) в региональном и городском бюджетах, средства, по программам обеспечения общественного порядка и безопасности, профилактики преступности, экстремизма, наркомании, дорожно-транспортных происшествий. Сюда же можно частично отнести финансирование по программам занятости населения, так как проект предусматривает создание рабочих мест.
На 2 этапе, в случае признания результатов 1 этапа успешными, федеральный бюджет несет частичные расходы, в виде софинансирования, с постепенным сокращением участия, по мере изыскания средств на содержание службы в бюджете субъекта.

Наглядно сравнить права и полномочия Муниципальной (местной) полиции и МВД России вы можете в Приложении № 1 к Пояснительной записке.


Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашем блоге или группе


наша группа ВКонтакте                 наш блог на Яндекс Дзен