Муниципальная (местная) полиция в России



сайт общественной инициативы по созданию в нашей стране такого института органов местного самоуправления как – муниципальная (местная) полиция

Сайт был создан в декабре 2017 года, для привлечения внимания к общественной инициативе о создании в России такого института органов местного самоуправления как, Муниципальная (местная) полиция.
Поводом к разработке инициативы послужили трагические события, произошедшие 19 августа 2017 года в городе Сургуте, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, получившие известность в СМИ как «Резня в Сургуте». Тогда, днем, в центре города, преступник, вооруженный ножом и топором, а также имевший при себе муляж пояса смертника, сначала совершил поджог в торговом центре, после чего осуществил ряд нападений на прохожих на одной из центральных улиц. От его действий пострадали семь человек.
Данные события вызвали огромный общественный резонанс и вновь сделали актуальным вопрос, который уже неоднократно поднимался жителями Югры: вопрос реального обеспечения безопасности граждан. В социальных сетях и на митингах жители города и округа требовали от представителей органов местного самоуправления действенных мер по усилению безопасности людей, даже выдвигались предложения о создании национальных и общественных отрядов самообороны. Но если поставить вопрос иначе: что фактически могут сделать местные власти для усиления безопасности граждан? Ответ прост – ничего. Дело, в том, что действующее в настоящее время в России законодательство, полностью лишает органы местного самоуправления возможностей влиять на ситуацию в сфере общественного порядка и безопасности. Эти вопросы в полном объеме находятся в компетенции полиции, которая, согласно законодательства, является федеральным органом исполнительной власти, а значит, полностью независима от местных властей. Руководство полицейскими подразделениями на местах осуществляется исключительно МВД России, по вертикальному принципу, это означает, что только министерство обладает правом ставить им задачи, оно же определяет их предельную штатную численность.
Таким образом, все, что могут местные власти в части обеспечения общественного порядка и безопасности населения, это направлять в адрес руководства территориального или вышестоящего полицейского управления свои предложения и просьбы. Вот только не факт, что в МВД к ним прислушаются, слишком сильны здесь различия в приоритетах. Еще хуже бывает, когда местные чиновники, отчаявшись достучаться до руководства МВД, пытаются обеспечивать правопорядок на улицах собственными силами. С этой целью при администрации муниципальных образований, а иногда и целых регионов создаются различные «полицейские суррогаты», вроде добровольных народных дружин, иных общественных формирований правоохранительной направленности, а также муниципальных предприятий и служб, работники которых по своему функционалу напоминают некий гибрид муниципального служащего и частного охранника. При этом мало кто задумывается о том, что у данных формирований нет практически никаких полицейских полномочий, даже против мелких правонарушителей. Я уже не говорю о том, что в ситуациях столкновения с агрессивными или вооруженными правонарушителями такие «дружинники» скорее сами станут жертвами, чем защитят окружающих. Немалые средства которые выделяются на содержание таких «правоохранительных» служб, по факту тратятся впустую, потому как никакого, реального влияния, на криминогенную обстановку на улицах городов они не оказывают.
По моему мнению, в сложившейся обстановке единственной эффективной мерой может быть только одна – наделение органов местного самоуправления правом на создание муниципальной полиции, обладающей основными полицейскими полномочиями в части обеспечения общественного порядка и безопасности в границах муниципальных образований.
Отдельно подчеркну, основная идея инициативы состоит в том, что: Муниципальная (местная) полиция не должна заменить собой государственную полицию МВД России. Её задача - дополнить и усилить возможности подразделений МВД в части обеспечения общественного порядка и безопасности на территории отдельных муниципалитетов. Она должна создаваться решением органов местного самоуправления, находится в их оперативном подчинении, и содержаться полностью за счет средств местного бюджета.
В рамках работы над инициативой был разработан проект федерального закона «О муниципальной полиции в Российской Федерации» и ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих основные вопросы её деятельности. Помимо этого, был подготовлен и опубликован ряд статей, посвященных анализу зарубежного опыта по созданию и эффективному использованию местных полицейских служб, возможности их адаптации для применения в России. Также были размещены публикации, где рассматривались вопросы, как к самой инициативе, её целесообразности, так и возможности её реализации на практике. Отдельный раздел был посвящен той роли, которую муниципальная полиция могла бы занять в правоохранительной системе нашей страны, какие (зачастую застарелые) проблемы в организации общественного порядка и безопасности могло бы решить, или как минимум положительно повлиять на ситуацию, наличие такой правоохранительной службы в составе местной администрации.
Результат: работа над инициативой велась почти два с половиной года, однако по ряду причин, в апреле 2020 года работа над инициативой была полностью прекращена.


НОВЫЕ СТАТЬИ:

Обеспечение безопасности школ
часть 2 - Противодействие современным угрозам

В статье рассматривается гипотетический проект комплексной системы обеспечения безопасности в учебных и иных заведениях с массовым пребыванием детей.


читать полностью