Обеспечение безопасности школ - противодействие современным угрозам


Перейти к содержанию

проект комплексной системы обеспечения безопасности в учебных и иных заведениях с массовым пребыванием детей, принцип работы, цели, задачи, структура, силы, средства и планируемый результат

Обеспечение безопасности школ - противодействие современным угрозам

Обеспечение безопасности школ - противодействие современным угрозам

Часть 2.
Проект комплексной системы обеспечения безопасности в учебных и иных заведениях с массовым пребыванием детей

С момента первой публикации прошло чуть более полугода, но за этот короткий период произошли две новых попытки совершения массовых убийств в учебных заведениях: в Казани и Благовещенске. Еще несколько аналогичных трагедий удалось предотвратить на стадии подготовки. Такая динамика прямо указывает на то, что если в самое ближайшее время не пересмотреть подход к организации безопасности учебных заведений, то этот список пополнится новыми трагедиями.
Начать следует с признания самого факта существования проблемы. Необходимо перестать жить в мире иллюзий и осознать, что за последние сорок лет мир вокруг нас очень сильно изменился, и изменился он совсем не в лучшую сторону. Количество различного рода угроз значительно возросло, и особенно уязвимы к ним дети, потому как в силу своего возраста и недостаточного жизненного опыта они не могут противостоять этим угрозам самостоятельно.
Можно до бесконечности рассуждать о нравах современного общества и предаваться воспоминаниям о прошлом - это ничего не изменит. Нужно без лишних эмоций констатировать, что на сегодняшний день школа стала объектом повышенной опасности. Принимая этот факт как данность, мы получим возможность выбрать два возможных варианта развития событий: либо дальше продолжать делать вид, что ничего не происходит (то, что мы фактически делаем сегодня), либо открыто озвучить существование угрозы и начать поиск эффективных способов противодействия ей.
В настоящее время в нашей стране безопасность учебных заведений в большинстве случаев (исключение составляют лишь дорогие частные школы) обеспечивается формально, на самом примитивном уровне. Такие понятия, как комплексная (многоуровневая) или просто система безопасности существуют лишь на бумаге, в виде отчетов и справок. Выполнение же прямых задач по охране жизни и здоровья детей вообще поручено частным охранным организациям. Вот только как показывает практика, особых проблем для злоумышленников все это не создает. Причин тому несколько, и в первой части статьи мы их уже обсуждали. Для общего понимания ситуации вполне достаточно знать, по какому принципу осуществляется выбор охранных организаций для охраны учебных заведений в нашей стране.
К сказанному ранее хочу лишь добавить следующий отзыв:


Мнение специалиста, руководителя частной охранной организации:
Для организации качественной охраны школ, если делать все хотя бы по большей части так, как положено по закону, то цену на эту услугу можно смело умножать минимум на три. На сегодняшний день в средней полосе России за охрану одной школы (силами одного охранника в дневное время, 12-часовая смена) местные власти платят в среднем около 30 тысяч рублей в месяц (запомните эту цифру). Это то, что есть фактически.
А теперь давайте посчитаем как должно быть:
- режим работы школ 5-6 дней в неделю по 11-12 часов, продолжительность смены охранника минимум 12 часов. В соответствии с требованиями трудового законодательства, на таком объекте (при соблюдении нормы часов установленной производственным календарем) мне нужно держать минимум двух охранников, работающих по графику 2/2;
- для качественной охраны нужны специалисты. Хороший охранник (по меркам частной охраны), подготовленный, ответственный и опытный, даже в средней полосе меньше чем за 30 тысяч рублей в месяц работать не пойдет. И это, замечу, на периферии. Я уже не говорю про областные центры, и уж тем более про Москву, Санкт Петербург или нефтедобывающие регионы севера, там цифры будут на несколько порядков выше.
Исходя из этого, только на зарплату двух охранников мне нужно минимум 90 тысяч рублей в месяц, потому что кроме тех 60 тысяч рублей, которые я выдам сотрудникам на руки, еще 30 тысяч я заплачу в виде налогов и отчислений из фонда оплаты труда. Помимо этого, еще минимум 10 тысяч рублей в месяц - это расходы на ГБР, дежурную часть, установку и обслуживание тревожной кнопки, связи, специальных средств и т.п. И это при условии, что таких объектов у меня будет минимум пять, потому как если их будет меньше, то это уже ниже порога рентабельности, и такой объект становится для меня убыточным.
Таким образом для того, чтобы этот пост хотя бы окупил себя, нужно минимум 100 тысяч рублей в месяц. При этом замечу, что я руковожу частным охранным предприятием, а не благотворительной организацией, и основная цель, прописанная у меня в уставе, это получение прибыли. Так вот, для получения хотя бы минимальной прибыли (с которой платятся налоги) мне нужно увеличить эту сумму еще на как минимум на 10 тысяч рублей в месяц. Вот такая математика.


Итого по самым скромным подсчетам бюджет охраны одной школы с качеством чуть выше среднего должен составлять минимум 110 тысяч рублей в месяц, и это для провинции. Исходя из вышеприведенных расчетов, напрашивается только один вопрос: каково же на сегодняшний день качество охраны школ, если обеспечивать её вынуждены за сумму, которая в три раза меньше от той, что минимально для этого необходима?
Краткий вывод из всего вышесказанного у меня напрашивается только один – системы безопасности учебных и иных заведений с массовым пребыванием детей в нашей стране на сегодняшний день нет. Рассчитывать на то, что в ближайшее время такая система появится, тоже не стоит, так как мы сильно недооцениваем реальный уровень этой угрозы.


Немного разъясню смысл последней фразы. Я уверен, что реальный уровень этой угрозы специалисты прекрасно понимают. Однако, как принято в нашей стране, проблему не пытаются решать. Вместо этого её будут всячески маскировать, и делать это будут до тех пор, пока не случиться масштабная трагедия, после которой продолжать и дальше делать вид, что ничего не происходит станет просто невозможно. Подразделения аналитики и прогнозирования угроз в системе МВД России уже давно существуют лишь формально, большинство из них занимаются составлением бесполезных с практической точки зрения планов, написанием аналогичных по ценности справок, собиранием из этого накопительных дел и создание огромных бумажных архивов, 99% которых представляют ценность лишь в качестве макулатуры.



Что делать?
Ответ на этот вопрос, как мне кажется, достаточно прост – раз системы нет, значит, её нужно создать. Проблема в том, что опыт эффективного противодействии подобным угрозам в нашей стране отсутствует, так как явление это для России достаточно новое. Потому я обратился к наработкам наших зарубежных коллег в этом вопросе. В предыдущей статье мы рассмотрели организацию безопасности школ в США.


Почему именно США? Напомню, что само понятие «Школьный стрелок», а также связанная с ним опасная подростковая субкультура «Скулшутинг», пришли в Россию именно оттуда. Также необходимо учесть, что американские правоохранительные органы с этим явлением столкнулись гораздо раньше других стран, и, соответственно, накопили больше практического опыта в противодействии этой угрозе. Помимо этого, сама система обеспечения безопасности школ в США не является единой и универсальной, в каждом штате (а иногда и городе) она по-своему уникальна. Это дает возможность на примере одной страны рассмотреть и сравнить сразу несколько систем, а также, используя статистику, оценить эффективность их применения.


Из всех американских систем обеспечения безопасности школ, о которых удалось найти информацию в открытых источниках, на мой взгляд внимания заслуживают две, которые используются в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. В первой части статьи мы рассмотрели их достаточно подробно и провели сравнение, исходя из которого я сделал вывод, что с практической точки зрения наибольший интерес представляет система, применяемая в Нью-Йорке. Я уверен, что при должной доработке подобная система могла бы использоваться в России, и, как мне кажется, использоваться успешно.
Кратко напомню, что за безопасность школ в Департаменте полиции Нью-Йорка уже более 20 лет отвечает специальный отдел - School Safety Division (SSD). Данный отдел состоит из трех подразделений:
- патрульные полицейские (police officers), обеспечивающие патрулирование районов расположения школ, и обеспечивающие оперативное реагирование по сигналам о происшествиях в учебных заведениях;
- школьные агенты безопасности (School Safety Agents), осуществляющие охрану непосредственно внутри школ, а также контроль соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;
- школьные дорожные регулировщики (School Crossing Guards), обеспечивающие безопасность учащихся на прилегающих к школам автомобильных дорогах, за счет дополнительного контроля на пешеходных переходах и тротуарах.
Как именно построена схема взаимодействия подразделений обеспечения безопасности школ и Департамента полиции Нью-Йорка, я точно сказать не могу. Информации об этом в открытых источниках мне найти не удалось. Хотя вполне допускаю, что данная информация может носить и закрытый характер (что вероятнее всего), поэтому делиться ей наши американские коллеги не стали.


Выяснить это я все же попытался, для чего оправил в NYPD несколько писем, однако прошло уже несколько месяцев, но не на одно из писем ответа так и не поступило, хотя уведомления о том, что письма получены адресатом приходили в день их отправления. Письма, направленные в Ассоциацию русскоязычных офицеров правоохранительных органов США RAOA (есть и такая), а также в американское посольство, где есть специальный отдел по связям с правоохранительными органами, также остались без ответа.


Могу предположить, что система безопасности школ, которую обеспечивает SSD, строится на создании нескольких уровней защиты, как внешних, так и внутренних, где каждое из структурных подразделений отдела выполняет свои функции. Действия всех подразделений взаимосвязаны таким образом, что вместе они формируют единый эффективный механизм, образующий как внутри школы, так и вокруг неё своего рода «зону безопасности» от большинства возможных угроз, как умышленного, так и неумышленного происхождения.
Такой подход гипотетически можно использовать и в нашей стране. Почему гипотетически? По двум причинам. Первая: данная система безопасности строится на фундаменте муниципальной (местной) полиции, которой в нашей стране нет, и в ближайшее время не будет. На это достаточно явно указывает политика агрессивного противодействия её созданию со стороны как государства, так и общества. О второй причине я расскажу в заключительной части статьи. В связи с этим, в данной публикации мы рассмотрим лишь условную возможность создания подобной системы безопасности учебных заведений в России.

Цели, задачи, структура, силы и средства:
Основная цель: снизить до минимума риск совершения в школах тяжких преступлений, террористических актов, а также возникновения иных чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей. Либо свести к минимуму ущерб в тех случаях, когда предотвратить такие происшествия не представится возможным.
Для этого необходимо: на местном (городской округ) уровне в структуре муниципальной (местной) полиции должен быть создан (назовем условно) – Отдел обеспечения безопасности учебных заведений (в дальнейшем - ООБУЗ). В качестве образца организационно-штатной структуры для него можно использовать формат, аналогичный тому, что используется для SSD в NYPD .
Основная задача для данного отдела по факту прописана в его названии, основными объектами его деятельности должны стать учреждения начального, среднего и среднего профессионального образования.


Должны ли входить в этот перечень детские дошкольные учреждения и высшие учебные заведения? Вопрос достаточно сложный, и ответить на него должны местные власти с учетом их возможностей. Однако трагический прецедент в 2019 году в Нарьян-Маре прямо указывает на то, что необходимость в этом есть.


В составе ООБУЗ должны быть 3 структурных подразделения (наименования условны):
1. Рота оперативного реагирования;
2. Рота специализированной охраны;
3. Отделение безопасности дорожного движения.
Теперь о каждом из подразделений более подробно.
Все расчеты штатной численности подразделений выполнены приблизительно для условного города с населением 450-500 тысяч жителей, где имеется 50 муниципальных учебных заведений начального и среднего образования.

Рота оперативного реагирования (в дальнейшем РОР):
Штатная численность определяется из расчета 1 мобильного патруля в составе 3 сотрудников на 4–5 учебных заведений. Таким образом, ежедневно на смену должно заступать 10-12 экипажей.
График несения службы односменный, 6 дней в неделю, общая продолжительность смены 13,5 часов, из них время непосредственного нахождения на маршруте 12,5 часов. Наряды перекрывают свои маршруты в период с 06.30 до 20.00.
Общая численность роты должна составлять 75 сотрудников, из них:
- командно-офицерского состава - 3 сотрудника (командир роты -1, командир взвода – 2);
- рядового и сержантского состава (патрульные полицейские) - 72 сотрудника.

Рота специализированной охраны (в дальнейшем РСО):
Штатная численность определяется из расчета 2 сотрудника (при графике 2/2) на 1 учебное заведение охраняемой категории. Ежедневно на смену должно заступать 50 сотрудников.
График несения службы односменный, 6 дней в неделю, общая продолжительность смены 13 часов, из них непосредственно на объекте 12 часов. Сотрудники несут службу на постах охраны в период с 07.00 до 20.00.
- командно-офицерского состава - 3 сотрудника (командир роты - 1, заместитель командира роты – 1, командир взвода – 2);
- сотрудников службы специализированной охраны при Отделе муниципальной полиции - 100 сотрудников.

Отделение безопасности дорожного движения (в дальнейшем ОБДД):
Штатная численность определяется из расчета количества нерегулируемых пешеходных переходов и «опасных» участков проезжей части вблизи учебных заведение охраняемой категории. Подобных участков и переходов будет примерно 70, значит ежедневно на смену должно заступать 70-75 регулировщиков.
Условия работы и категория сотрудников здесь должны быть иные. Учитывая то, что среди возложенных на них задач нет ни оперативного реагирования, ни прямого участия в устранении угроз, это должны быть сотрудники, не относящиеся к аттестованному составу.
График работы у сотрудников этого подразделения тоже не совсем стандартный. По факту регулировщики задействованы в непосредственном исполнении должностных обязанностей 4 часа в день, но эти часы разделены таким образом: 1 час утром, 2 часа днем и 1 час вечером. Соответственно, что работа (а скорее даже подработка) в таком графике больше подходит для людей старшего возраста, точнее для определенной их части, а именно ветеранов правоохранительных органов. Ставка именно на эту категорию работников сделана в том числе и по другим причинам, к которым мы еще вернемся в продолжении статьи.

Эти подразделения выстраивают три рубежа безопасности:
Рубеж № 1 (дальний)
На этом рубеже службу несут сотрудники ОБДД, они выполняют две основных задачи:
Задача 1: находясь на пешеходных переходах автомобильных дорог, расположенных вблизи школ, они обеспечивают безопасность учащихся, которые идут в школу или возвращаются домой. Своим демонстративным присутствием они контролируют соблюдение ПДД как водителями транспортных средств, так и пешеходами.
Задача 2: осуществляя регулирование дорожного движения на своих маршрутах движения в сторону школ, сотрудники осуществляют визуальное наблюдение за обстановкой вблизи школ. Фиксируют пешеходов - как детей, так взрослых, а также движущийся в сторону школы автотранспорт, используя навыки анализа поведения, выявляют лиц заслуживающих повышенного внимания. Сведения о таких лицах немедленно передаются ближайшему экипажу РОР.
Сотрудники ОБДД одеты в специальную форменную одежду, оснащенную дополнительными яркими и светоотражающими элементами. Они оснащены средствами радио или иной специальной связи, видеорегистраторами, жезлами со светоотражающими элементами, приборами световой и звуковой сигнализации, а также аптечками первой помощи.
Сотрудники ОБДД не вооружены, использование на службе личного, гражданского огнестрельного оружия самообороны им также запрещено. Из всего арсенала специальных средств им разрешено иметь при себе электрошоковое устройство или аэрозольную упаковку слезоточивого газа, и то лишь в качестве средства личной самообороны.

Рубеж № 2.
На этом рубеже службу несут сотрудники РОР, перечень их задач значительно шире:
Задача 1: находясь на маршрутах патрулирования вблизи школ и иных мест, составляющих «особенности маршрута», они обеспечивают общественный порядок, защиту учащихся от противоправных действий людей и нападения агрессивных животных. Своим демонстративным присутствием они осуществляют профилактику преступлений и административных правонарушений на маршрутах патрулирования.
Задача 2: осуществляют визуальное наблюдение за обстановкой вблизи школ. Фиксируют пешеходов (как детей. так взрослых), а также движущийся в сторону школы автотранспорт, используя навыки анализа поведения, выявляют лиц заслуживающих повышенного внимания. Останавливают таких лиц, осуществляют проверку их личности, документов, при необходимости проводят личный досмотр, а также досмотр переносимых вещей (сумок, рюкзаков, футляров и т.п.) и автотранспорта. Осуществляют такие проверки по информации, переданной сотрудниками ОБДД, иными правоохранительными органами (службами), а также гражданами.
Задача 3: осуществляют оперативное реагирование на сообщения о противоправных действиях и иных происшествиях, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан (в том числе природного и техногенного характера), произошедших на территории, а также вблизи учебных заведений. Выезжают на сообщения о сработках средств тревожной сигнализации в учебных заведениях, находящихся на маршруте патрулирования.
Задача 4: оказывают содействие сотрудникам ОБДД и РСО в исполнении их задач, взаимодействуют с сотрудниками по делам несовершеннолетних территориального подразделения МВД России.

Рубеж № 3. (главный)
На этом рубеже службу несут сотрудники подразделения специализированной охраны. Их посты расположены непосредственно в школах, на них возложен весь перечень задач по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, преподавателей и других работников, а также имущества учебного заведения. Именно эти сотрудники обеспечивают соблюдение режима безопасности (включая контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы), как в основном здании, так и на прилегающей территории.
Помимо охранной функции, на этих сотрудников возложен и ряд соответствующих полицейских задач внутри школы, плотное взаимодействие с руководством, психологом, и социальным педагогом учебного заведения, а также сотрудниками по делам несовершеннолетних территориального подразделения МВД России.
Именно эти сотрудники призваны заменить собой охранников частных охранных предприятий и организаций, на которых эта функция возложена в настоящее время. Важно понимать, что в отличие от частных охранников, сотрудники РСО являются полицейскими, хоть и муниципальными. А этот статус, помимо более широкого перечня возможностей, ставит перед ними большее количество задач и делает значительно шире зону их ответственности.
Речь идет о специфических (полицейских) задачах, которые сотрудникам РСО придется выполнять на закрепленном объекте. Раскрывать детали этой работы я не буду, так как они напрямую связаны с закрытыми аспектами полицейской работы. За организацию такой работы должен отвечать заместитель командира подразделения по службе. В качестве кандидата на эту должность должны рассматриваться только бывшие сотрудники МВД России, с опытом работы территориальных (земельных) подразделениях уголовного розыска.

Как работает эта система
Её основной принцип — это создание максимального возможного числа препятствий на пути злоумышленника к объекту его преступного замысла. Чем сложнее будет для него этот путь, тем больше шансов на то, что его удастся остановить до того, как он успеет реализовать свои противоправные намерения. На сегодняшний день, как показывает практика, «Школьных стрелков» не останавливает ничего. Они спокойно доходят с оружием и взрывчаткой до учебных заведений, легко проникают внутрь и осуществляют задуманное. Основная цель предлагаемой системы – изменить существующее положение дел, создав и расставив барьеры на пути преступника.
Первым препятствием для него должен стать «нулевой» (он же скрытый) рубеж безопасности. Этот рубеж повышает вероятность того, что благодаря проводимым сотрудниками РСО совместно с психологами и социальными педагогами школы, а также сотрудниками ПДН территориального отдела МВД негласным мероприятиям, потенциальный стрелок или террорист* будет выявлен еще на стадии подготовки к преступлению.


* Хотя некоторые и не видят разницы, но я все же склонен разделить эти два типа преступников по их мотивации. Для «Школьного стрелка» массовое убийство — это способ самовыражения, он руководствуется одному ему понятными целями и пытается донести до окружающих лишь свое личное послание. Террорист совершает преступление, руководствуясь конкретной идеологией, и преследует цели, которые данная экстремистская идеология (или организация) исповедует.


С терактами в учебных заведениях, совершенных именно террористами-одиночками, в нашей стране мы пока не сталкивались, но, к сожалению, скоро столкнемся. Судя по имеющимся тенденциям, международные террористические организации делают ставку именно на такой способ совершения террористических актов.
Вторым барьером для преступника должен стать рубеж безопасности №1.
Когда преступник выдвинется к своей цели, то с высокой долей вероятности ему придется проходить в тех местах, где несут службу сотрудники ОБДД. А значит, велик шанс того, что они заметят в потоке людей, движущихся в направлении школы, человека, который своим поведением дает основание предположить о его преступных намерениях.
Следующим барьером для преступника является рубеж безопасности №2.
Если преступнику все же удастся обойти посты сотрудников ОБДД, то высока вероятность того, что он попадет в поле зрения сотрудников РОР, осуществляющих патрулирование (в режиме «свободный поиск») территорий, примыкающих к учебным заведениям и на маршрутах активного передвижения учащихся. У патрульных данного подразделения те же задачи, что и у сотрудников ОБДД: используя профессиональные навыки, выявлять в человеческом потоке людей, поведение которых указывает на их преступные намерения. Также реагировать на информацию о таких лицах, полученную из других источников.
Сразу хочу опередить доводы скептиков о том, что фильтрация людского потока с целью выявления лиц с подозрительным поведением, используя методы поведенческого анализа малоэффективна, и опытный преступник легко её обойдет. Не стану возражать, это действительно так, если речь идет о профессионале. Здесь же мы имеем дело с совершенно иными субъектами, теми, для кого это преступление является первым, и в большинстве случаев, последним в их жизни. Если это «Школьный стрелок», то финалом запланированной им акции, как правило, является суицид. Если теракт, то исполнителем его, в большинстве случаев, тоже станет террорист-смертник. Проще говоря, в обоих случаях мы имеем дело с дилетантами, профессионалы могут участвовать в планировании и подготовке таких преступлений, но не в их исполнении. Соответственно, ни о каком профессиональном хладнокровии и самоконтроле двух данных категорий преступников говорить не приходится. Зачастую все как раз наоборот - их поведение содержит большое количество внешних признаков того, что они задумали. И если на их пути окажутся люди, способные эти намерения распознать и нейтрализовать возможную угрозу, то с большой долей вероятности десятки, а может и сотни жизней в этот день будут спасены. Важно довести до возможного максимума вероятность пересечения их путей.
Если же преступнику удастся преодолеть все предыдущие рубежи безопасности, то на его пути останется еще один рубеж, главный. Это сотрудники подразделения специализированной охраны, которым поручено обеспечение безопасности непосредственно на территории школы. Именно на их плечи ложится самая большая ответственность, и именно им предстоит решать самые сложные задачи: не дать преступнику реализовать его преступный замысел, остановить его до того, как пострадают люди, оперативно нейтрализовать угрозу и её последствия, либо минимизировать их.
Все это требует от сотрудника, которому поручена эта работа, определенных личных качеств и высокого уровня профессиональной подготовки, поэтому данные сотрудники должны в обязательном порядке относиться к аттестованному составу муниципальной полиции.

Планируемый результат:
При условии реализации данной системы в полном объеме, главным результатом должно стать значительное снижение количества особо тяжких преступлений (терроризм, убийство, захват заложников, причинение тяжкого вреда здоровью и т.п.), совершенных в отношении учащихся и работников на территории и вблизи учебных заведений.
Второстепенным результатом должно стать значительное падение уровня общеуголовной преступности в школах: снижение количества краж, грабежей, вымогательств, хулиганств, также значительно сокращение фактов распространения на территории учебных заведений наркотических, психотропных и иных запрещенных веществ.
Помимо этого, не менее важным результатом должно стать еще и значительное снижение количества погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей.


только за 10 месяцев 2019 года в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибло 519 детей и более 20 тысяч получили ранения. Данные взяты с оофициального сайта ГИБДД МВД России.



Некоторые вопросы комплектования и обучения сотрудников ООБУЗ
В системе профессиональной подготовки сотрудников, помимо стандартных полицейских дисциплин, важный упор должен быть сделан на обучение анализу поведения. На сегодняшний день в ЦПП МВД России с сотрудниками строевых подразделений это направление изучается лишь поверхностно, в программе подготовке ему уделяется от 8 до 12 часов. Здесь же это направление должно стать доминирующим, как на этапе первоначальной подготовки, так и в дальнейшем - в системе служебной подготовки и повышения квалификации. Особенно важным это является для сотрудников ОБДД, поскольку именно они первый, дальний рубеж безопасности. Мимо них проходит основной поток людей, который движется в сторону школ, соответственно, чем лучше сотрудники ОБДД будут уметь выявлять в этом потоке лиц с признаками преступных намерений, тем эффективнее будет защита.
Я неспроста ранее отметил, что при комплектовании ОБДД предпочтение стоит отдавать находящимся на пенсии ветеранам правоохранительных органов, в первую очередь бывшим сотрудникам строевых подразделений. Дело в том, что за годы службы на улице, в постоянном контакте с людьми, у них сформировался свой своего рода внутренний детектор, благодаря которому им удается по малейшим деталям в поведении выявить злоумышленника в потоке людей. Если добавить к этому еще и дополнительное обучение анализу поведения, то это значительно усилит их профессиональные навыки и, соответственно, серьезно повысит эффективность работы.
Помимо этого, необходимо серьезное внимание уделить психологической подготовке и тактике ведения переговоров, действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Все эти особенности должны быть внесены в программы первоначальной профессиональной подготовки сотрудников этих подразделений, а также служебной подготовки. Постоянно должны проводиться практические занятия, учения и тренировки по отработке различных вводных.
Подразделениями анализа и прогнозирования на постоянной основе должен изучаться и анализироваться российский и международный опыт в вопросах обеспечения безопасности объектов с массовым пребыванием детей. Рассматриваться и учитываться вся возможная информация о потенциальных угрозах и их сценариях, с учетом этом этого должны корректироваться повседневные задачи и должностные обязанности личного состава.

Вместо послесловия
В заключение хотелось бы сказать: да, я в полной мере осознаю, что изложенный в статье проект в нашей стране никогда не будет реализован. Тому есть много причин, вот основные:
1. Как я уже говорил ранее, он разработан для реализации в системе муниципальной (местной) полиции. В России на данный момент нет такой службы, и никаких тенденций к её появлению в ближайшем будущем не имеется.
2. Он невыгоден чиновникам местного самоуправления, поскольку его реализация потребует от них брать на себя ответственность за безопасность людей. Этого наши чиновники стараются избежать любыми способами.
3. То, о чем я уже много раз говорил в других статьях - «Общественная патология». Попытка реализации проекта вызовет лавину критики в СМИ и социальных сетях. Граждане, и особенно активная часть «сетевых экспертов», будут с пеной у рта доказывать, что это слишком дорого, и такие расходы ничем не оправданы, а предлагаемые меры абсолютно не эффективны. Правда, после очередной трагедии эти же «эксперты» с такой активностью будут рассуждать о том, что причиной трагедии стало преступное бездействие и отсутствие действенных мер профилактики и противодействия подобным угрозам.
Главной целью написания данной статьи для меня было показать, что любая проблема решаема, если изменить подход к её решению. Не заниматься, как у нас это принято в любой ситуации, назначением виноватых, а постараться хоть раз разобраться в реальных причинах и сосредоточить усилия на поиске способов, как не допустить повторения подобных трагедий в будущем. Осознать, что нет ничего плохого в том, чтобы поучиться или перенять что-то полезное у других стран.
Изучение международного опыта — это основа, на которой разрабатываются эффективные системы противодействия таким угрозам. Рассмотреть внимательно, что есть у других стран в данном направлении, выбрать лучшее, доработать под отечественную специфику с учетом предложений наших специалистов, а после внедрить. Но важно не останавливаться на этом, необходимо постоянно и внимательно следить за ходом использования новой системы, анализировать и выявлять слабые места, прогнозировать вероятные угрозы, улучшать и дорабатывать её на основе этих прогнозов. В этом случае мы могли бы создать лучшую в мире систему безопасности объектов с массовым пребыванием детей, которую изучали бы в других странах.
Но, судя по всему, еще не пришло время перестать бояться создавать и внедрять что-то новое. Да, от ошибок никто не застрахован, но цена ошибок этой системы лишь деньги, ведь она строится на пустом месте. А вот за дальнейшее бездействие в данном вопросе мы продолжим платить жизнями и здоровьем детей.

дата публикации - 22 февраля 2020 года
фото с сайта ТРК «Ника»


Хочу выразить огромную благодарность за помощь в написании этой и других статей Семену Юлианову.
В своем блоге Семен излагает свой взгляд на актуальные проблемы в деятельности правоохранительных органов нашей страны и делится историями из собственной практики. В его статьях объективные и критические суждения хорошо смешиваются с язвительными комментариями и искрометным юмором.
С Семеном я лично знаком уже много лет, это Профессионал с большой буквы, более четверти века отдавший службе в органах МВД и Прокуратуры.









Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню