Обеспечение безопасности школ - зарубежный опыт


Перейти к содержанию

современные угрозы и как им противостоять, анализ опыта США в использовании специальных подразделений муниципальной полиции для обеспечения безопасности школ и возможность применения его в России

Обеспечение безопасности школ

Обеспечение безопасности школ - зарубежный опыт

Часть 1.
Зарубежный опыт

Мысль опубликовать статью на тему безопасности школ возникла сразу после трагических событий в Керчи. Однако я решил выждать хотя бы полгода, чтобы «горячие головы» немного поостыли, а картина произошедшего стала более ясной. Поиск мотивов преступника и причин его действия предлагаю оставить психологам и социологам, а поиск «крайних» - чиновникам и «сетевым экспертам». В этой статье я хочу разобраться не с первым извечным вопросом «Кто виноват?», а постараться найти ответ на второй «Что делать?» и как именно это сделать?
Ситуация с безопасностью наших школ, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И недавние трагедии наглядно это продемонстрировали. Да, именно трагедии, я не просто так использовал множественное число: только за четыре года, предшествующих керченским событиям, подобных случаев в нашей стране было, как минимум, пять - в Москве, Ивантеевке, Перми, Улан-Уде и Стерлитамаке.
Само понятие «Школьный стрелок» пришло к нам из США, где с этим явлением столкнулись еще в прошлом веке. Печально известный случай в школе «Колумбайн» не был точкой отсчета, подобные случаи там были и раньше. Соответственно, именно США обладают наибольшим опытом в части изучения этого явления, а главное - способов противодействия ему. Изучение я начал с вопроса: Как обеспечивается безопасность в американских школах? Существуют ли там положительно зарекомендовавшие себя системы противодействия таким угрозам?
Надо сказать, что в большинстве случаев ничего особенного в плане охраны школ я не нашел. Вся система безопасности большинства школ в США мало чем отличается от нашей, преимущественно это металлодетектор на входе и частный охранник, а в некоторых школах и того нет.

Примечание: в США в части безопасности школ нет единых, обязательных к исполнению стандартов и правил. Это особенность их государственного устройства - каждый штат, а зачастую и каждый город, сам решает, как и чем обеспечивать безопасность учебных заведений в рамках своих желаний и финансовых возможностей. На сайтах ФБР и Министерства образования США есть немало материалов, касающихся обеспечения безопасности школ, но все они носят скорее рекомендательный характер.

Однако мне все же удалось найти примеры особого подхода к данному вопросу, а точнее специализированные полицейские службы обеспечения безопасности школ, их я и предлагаю рассмотреть.

Отдел школьной безопасности Департамента полиции Нью-ЙоркаНью-Йорк - The New York City Police Department School Safety Division (NYPD SSD)
переводится как - Отдел школьной безопасности Департамента полиции Нью-Йорка, однако сами жители мегаполиса чаще называют эту службу «школьная полиция».
С 1998 года SSD является структурным подразделением Департамента полиции Нью-Йорка, до этого Отдел находился в составе городского департамента образования.
Это произошло, когда мэром Нью-Йорка был Рудольф Джулиани, известный своим новаторским подходом к вопросам обеспечения безопасности. Именно в этот период городская полиция подверглась серьезному реформированию, и самое главное, что в ходе этих реформ были достигнуты серьезные положительные результаты. За неполных восемь лет Нью-Йорк под руководством Джулиани и его команды превратился из одного из самых криминальных в один из самых безопасных городов США.
Джулиани, судя по всему, был явным сторонником централизации всех правоохранительных органов и подразделений безопасности в единую профильную структуру. Поэтому он вывел практически все муниципальные службы и подразделения с полицейскими функциями (а таковых было немало) из непрофильных отделов и управлений, и переподчинил их Департаменту полиции Нью-Йорка.

Примечание: в США вся полиция имеет местное подчинение, такого понятия, как единая государственная полиция там просто не существует. К примеру, Департамент полиции Нью-Йорка, который мы рассматриваем в данном случае, это структурное подразделение мэрии города. Комиссар городской полиции (высшее должностное лицо) назначается на должность и снимается с неё решением мэра Нью-Йорка. Финансируется городская полиция полностью из средств городского бюджета. По факту вся полиция Нью-Йорка является муниципальной. Примерно по такому же принципу организовывается и действует полиция и в других американских городах.

В настоящее время SSD - это достаточно крупное структурное подразделение полиции Нью-Йорка, штатная численность которого на сегодняшний день составляет более 5000 так называемых агентов безопасности, их должности называются Школьный агент безопасности Департамента полиции Нью-ЙоркаSchool Safety Agents (чаще используется аббревиатура SSA) и 200 полицейских (police officers).
Основная часть сотрудников SSD не имеют полноценного полицейского статуса. Несмотря на это, они носят форму аналогичную полицейской (отличается лишь цвет рубашки), также SSA наделены практически всеми полицейскими полномочиями: могут производить задержание и доставление в полицейский участок, осуществлять личный досмотр, ограничивать подозреваемого в правах, применять при необходимости физическую силу и специальные средства. Также в арсенале SSA имеется специальный транспорт, с полицейской раскраской и спецсигналами.
Основная задача сотрудников SSA - это обеспечение личной безопасности учащихся и сотрудников муниципальных школ Нью-Йорка, а также охрана их имущества. Агенты обеспечивают пропускной режим на территорию учебного заведения, досмотр учащихся и посетителей на предмет проноса оружия или иных запрещенных предметов на территорию школы. Помимо этого, они патрулируют прилегающую к школе территорию, с целью предотвращения краж, попыток незаконного проникновения, вандализма и иных противоправных действий. Еще одной задачей SSA является контроль за тем, чтобы к школе и детям не приближались лица, в отношении которых установлен судебный запрет.

Примечание: в США существует такой вид ограничения в правах, как запрет появляться в определенных местах или даже приближаться к ним ближе, чем на определенное расстояние, независимо от времени суток. Часто подобные запреты вводятся в отношении лиц, ранее судимых или подозреваемых в преступлениях в отношении детей, им запрещено даже приближаться к школам, детским садам, площадкам и иным детским учреждениям.

Помимо SSD в полиции Нью-Йорка есть еще одно подразделение, имеющее непосредственное отношение к безопасности учащихся школ.
Школьные дорожные регулировщики Департамента полиции Нью-ЙоркаSchool Crossing Guards (SCG) - (смысловой перевод - Школьные дорожные регулировщики) сотрудники этого подразделения, одетые в униформу, осуществляют контроль на пешеходных переходах вблизи школ и регулируют движение автотранспорта на этих участках, обеспечивая безопасность детей при переходе дороги. Несмотря на то, что SCG является структурным подразделением Департамента полиции Нью-Йорка, его сотрудники в отличие от SSD не являются полицейскими или агентами, это подразделение полностью гражданское. Судя по разделу SCG на сайте полиции Нью-Йорка, для трудоустройства туда не нужно иметь даже среднего образования: достаточно хорошо владеть английским, пройти собеседование, сдать тест на наркотики и окончить шестидневный курс обучения в полицейской академии.
Надо отметить, что для США создание отдельных полицейских служб по обеспечению безопасности школ практика совсем не редкая. Аналогичная по своим задачам «Школьная полиция» есть и в другом американском мегаполисе - Лос-Анджелесе.

Департамент школьной полиции Лос-АнджелесаLos Angeles School Police Department (LASPD)
Несмотря на свое название - Департамент школьной полиции Лос-Анджелеса, LASPD не входит в структуру городской полиции Лос-Анджелеса, а относится к городскому управлению образования.
LASPD - это полноценная полицейская служба, в состав которой помимо патрульно-постовой службы также входят:
- отдел уголовных расследований (Join Our Team);
- отряд специального назначения (Critical Response Team);
- кинологический отдел;
- патрульное подразделение на велосипедах;
- отдел по связям с общественностью и другими правоохранительными органами;
- отдел психологического обеспечения;
- учебный центр.
Должности сотрудников LASPD называются именно полицейскими. Также, в отличии от своих коллег из Нью-Йорка, в Лос-Анджелесе сотрудники школьной полиции несут службу с огнестрельным оружием.
Безусловно, снаружи LASPD выглядит впечатляюще, но какова эффективность такой службы?
По сведениям из открытых источников, штатная численность LASPD составляет около 500 сотрудников, включая вспомогательные подразделения (кадры, обеспечение, бухгалтерия и т.п.). К сожалению, точных данных по штатному расписанию департамента найти не удалось, поэтому исходя из свойственной американской полиции прагматичности в кадровых вопросах предположим, что на весь административный и хозяйственный аппарат приходится 6% от общей численности сотрудников, то есть 30 человек. Еще 20 человек будем считать отсутствующими по уважительным причинам (отпуск, больничный). Такая малая цифра объясняется тем, что график работы школьной полиции тесно связан с школьным расписанием, и сотрудники полиции преимущественно ходят в отпуск в период школьных каникул. Условно «в строю» 450 сотрудников, из этой цифры вычитаем еще 30 сотрудников - это те, кто не задействован в патрульной службе: дежурная часть, спецназ, детективы. Получаем 420 полицейских. При сменном графике численность полицейских, ежедневно заступающих на службу, составит примерно 210 человек. При организации службы в двухсменном графике день/ночь, логично предположить, что максимум не менее 80% (170 человек) сил и средств должно выделяться в первую (дневную) смену, когда в школах идут занятия. Если использовать стандартный тип полицейского наряда из двух сотрудников, то получается, что ежедневно в первую смену на улицу выходит 85 патрульных нарядов школьной полиции. Всего на территории обслуживания LASPD расположено 1300 школ, значит, на каждый полицейский наряд приходится 15-16 школ. Даже если поставить каждому наряду только самые элементарные задачи (заехать в школу, зайти внутрь, обозначив свое присутствие, поинтересоваться у завуча или директора, все ли в порядке, и сделать обход территории школы), это займет не менее 15 минут. Еще минимум 5 минут на то, чтобы доехать до нужной школы. Итого получается всего 20 минут на каждую школу, а таких школ на его участке 16. Фактически, чтобы объехать все расположенные на маршруте школы, наряду нужно потратить около 6 часов, соответственно за 12-часовую смену наряд посетит каждую школу в лучшем случае 2 раза, совокупно уделив ей 30 минут.
Таким образом, учитывая численность подразделения и его внутреннюю структуру можно предположить, что LASPD обеспечивает безопасность школ не выставлением постов физической охраны в каждой из них, а путем увеличения полицейского присутствия и плотности патрулирования в районах расположения образовательных учреждений и маршрутах наиболее активного передвижения учащихся. В дополнение к этому значительно возрастает и оперативность реагирования на происшествия в школах, а учитывая наличие у LASPD собственного оперативно-розыскного подразделения и отряда специального назначения, они могут пресекать как криминальные, так и террористические угрозы.

Какая модель эффективнее, LASPD или NYPD SSD?
Если сравнивать эффективность безопасности школ по имевшимся случаям попыток массовых убийств, то здесь их показатели идентичны. Согласно статистическим отчетам ФБР*, за период с 2000 по 2019 год в образовательных учреждениях США было зафиксировано 58 фактов массовых убийств (включая покушения), из которых 43 произошли в школах.
Нью-Йорк в данном отчете упоминается один раз: 09 февраля 2004 года происшествие в школе «Columbia High School» - один преподаватель школы получил ранение, стрелок был задержан.
В Лос-Анджелесе за этот период также был единственный случай массового насилия в школе. При этом в отчет ФБР он почему-то не попал, возможно из-за того, что подозреваемая не достигла возраста уголовной ответственности. Речь идет о происшествии, имевшем место 2 февраля 2018 года в школе «Salvador Castro Middle School», где получили ранения пять учащихся. Стрелком оказалась девочка двенадцати лет, которая была задержана.
По моему мнению, более эффективным подразделением, система организации и деятельности которого в большей степени соответствует уровню современных угроз, является NYPD SSD. Почему?
Во-первых, это полностью полицейское подразделение, которое является структурной единицей Департамента полиции Нью-Йорка. Прямая принадлежность к полиции обеспечивает SSD значительно больше возможностей и ресурсов именно в части обеспечения безопасности.
Во-вторых, организация безопасности школ в полиции Нью-Йорка это выстроенная многоуровневая система, которая начинает свое действие еще за пределами территории учебного заведения. Каждое утро, когда дети идут на занятия, на нескольких перекрёстках, расположенных около каждой школы, стоят регулировщики движения из SCG (напомню, что в отличии от других городов в Нью-Йорке регулировщики являются служащими полиции), которые останавливают транспорт, чтобы дать детям возможность безопасно перейти дорогу. Это обеспечивает не только высокий уровень безопасности на дорогах вблизи школ, но и первую линию наблюдения и выявления потенциальных опасностей. Я не присутствовал на инструктажах сотрудников SCG, но уверен, что помимо контроля за дорожной ситуацией им ставится задача вести визуальное наблюдение за подозрительными лицами и транспортными средствами вблизи школ.
Также в этот период усиленное патрулирование ведут полицейские из SSD. Могу опять же предположить, что их (именно полицейских, а не агентов безопасности) задача - патрулирование районов расположения школ и выполнение функции мобильных сил оперативного реагирования на сигналы и происшествия.
Непосредственно внутри школ агенты SSA обеспечивают безопасность и сохранность имущества учащихся, преподавателей, а также самого учебного заведения. К этому я бы добавил еще и негласное оперативное прикрытие школ, которое обеспечивается специализированными подразделениями полиции со специфическими задачами (назовем это так). В комплексе получается простая, но в то же время достаточно эффективная модель системы безопасности школ.

Использование зарубежного опыта в создании системы безопасности школ в России
Я считаю, что систему безопасности школ, которая действует в Нью-Йорке, при определенной доработке и наличии необходимых условий, вполне можно было бы использовать и в нашей стране. Но на текущий момент это невозможно даже в теории, потому как данная модель построена на фундаменте муниципальной полиции, которой в нашей стране нет.
Но даже если гипотетически допустить, что правовая основа есть и предложенная модель вынесена на обсуждение, что скажут скептики и критики? Думаю, что в качестве главных аргументов они будут использовать эти два:
1. Такая модель не совершенна, эффективность её использования в нашей стране сомнительна;
2. Такая система слишком затратна для бюджета.
Что касается первого пункта, то соглашусь на 100%: совершенных систем безопасности не существует. Впрочем, их никогда и не существовало, да и в обозримом будущем тоже не появится. К любому, даже самому технически совершенному замку, можно подобрать отмычку. Однако никто не отказывается от замков на дверях помещений и сейфов. Эффективность любой системы безопасности определяется одним простым сравнением: есть ли шанс на то, что потенциальный преступник будет задержан еще до того, как сумеет эту систему преодолеть, а даже если и сумеет, то успеет ли исполнить задуманное, прежде чем его остановят. Насчет сомнений в эффективности использования этой модели в нашей стране тоже можно согласиться, потому что все новое, в чем мы еще не имеем практического опыта, вызывает обоснованные сомнения. Зарубежный опыт тоже далеко не всегда подходит для России, особенно если его бездумно копировать, что у нас, увы, не такая уж редкость. Поэтому, как уже говорилось выше, эта модель интересна скорее как хорошая идея, которую можно взять за основу, более детально изучить опыт её практического применения, чтобы потом на её основе разработать свою, пригодную для использования в нашей стране модель. Нет ничего зазорного в том, чтобы изучить и перенять то лучшее, что есть в других странах в этом вопросе, улучшить и дополнить это своими наработками. В случае успеха не исключено, что в будущем учиться будут уже у нас. А для того, чтобы понять, насколько работоспособна и эффективна будет эта модель, нужно её сначала создать, а потом проверить её на практике.
Увы, но других способов здесь нет, только практика покажет реальный уровень её эффективности и уязвимости. Тем более, что в данном случае мы ничем особо не рискуем, потому как на сегодняшний день в нашей стране системы безопасности учебных заведений просто не существует. Нет, формально она есть, но по большей части на бумаге, в виде протоколов и решений различного рода советов, комиссий, совещаний и т.п. Однако фактически из всех гласных мер безопасности (про негласные не могу рассуждать, так как не владею достоверной информацией) у нас лишь посты физической охраны с сотрудниками ЧОП, ну и кое-где еще технические средства безопасности. Правда, не везде исправные, но даже там, где исправные, чаще всего не используемые.
О качестве охраны школ частными охранными предприятиями можно было бы рассказать отдельно, но это слишком долго. Просто поясню, что охранное предприятие, которое будет охранять школы, выбирается в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, проще говоря – побеждает тот, кто предложит минимальную цену на свои услуги. Минимальную! Уверен, что для осознания того, кому на сегодняшний день доверена безопасность школ в нашей стране, этого вполне достаточно.
Относительно второго пункта, скажу так, статистика трагедий, не только в нашей стране, но и во всем мире пока лишь подтверждает актуальность утверждения, что все, что удалось сэкономить на обеспечении безопасности людей, впоследствии тратиться на выплату компенсаций семьям, пострадавших от последствий такой экономии. Также я хотел бы задать вопрос тем, кто считает, что это дорого и обременительно для бюджета: А сколько стоит жизнь и здоровье ребенка? Нет, я не утрирую. Экономическая целесообразность рассчитывается по простой формуле - определяется конечная цель и затраты на её достижение, а потом оценивается соразмерность планируемого результата затраченным на его достижение ресурсам. Планируемый результат, в данном случае, это безопасность детей, сохранение их жизней и здоровья.
Так сколько же это стоит, раз вы говорите, о том, что затраты на это не оправданы?

Вместо послесловия
Мир вокруг нас меняется и становится все более опасным. Это, к сожалению, реальность, хотя и неприятная. Терроризм и так называемые «Школьные стрелки» уже давно превратились из призрачной угрозы в реальную. А это значит, что нужно разрабатывать эффективные меры противодействия этой угрозе, не стесняясь заимствовать опыт других стран. Тем более, что за рубежом с этой угрозой столкнулись раньше, чем мы. Учиться, пока еще есть такая возможность, нужно на чужих ошибках. Потому как за свои мы уже начали расплачиваться человеческими жизнями.

* Статистические отчеты ФБР США о зафиксированных фактах (включая попытки) массовых убийств:
2000 - 2013 год;
2014 - 2015 год;
2016 - 2017 год;
2018 год.

дата публикации - 10 мая 2019 года
фото в заголовке с сайта New York Daily News

Хочу выразить огромную благодарность за помощь в написании этой и других статей Семену Юлианову.
В своем блоге Семен излагает свой взгляд на актуальные проблемы в деятельности правоохранительных органов нашей страны и делится историями из собственной практики. В его статьях объективные и критические суждения хорошо смешиваются с язвительными комментариями и искрометным юмором.
С Семеном я лично знаком уже много лет, это Профессионал с большой буквы, более четверти века отдавший службе в органах МВД и Прокуратуры.









Поделиться своим мнением, принять участие в обсуждениях или внести предложения,
вы можете в нашей группе





Назад к содержанию | Назад к главному меню